Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 164 «О вопросах налогообложения» введены ответные ограничительные мер налогового характера в отношении недружественных стран и их резидентов.
Так, с 1 июня 2024 г. Беларусь частично приостанавливает исполнение соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СОИДН), заключенных с 27 странами, включая страны ЕС, Великобританию, Швейцарию, США. Также с 1 апреля 2024 г. устанавливается повышенная ставка налога в 25% по дивидендам, получаемым от источников в Беларуси иностранными организациями, местом нахождения которых являются недружественные страны.
Частичная приостановка международных налоговых соглашений
Постановлением № 164 предусмотрено приостановление действия норм СОИДН, касающихся доходов в виде дивидендов, процентов по долговым обязательствам, а также доходов от отчуждения имущества (например, доходов от отчуждения долей в уставном фонде или акций). По таким видам доходов, полученных нерезидентами от источников в Беларуси, больше не будут применяться пониженные ставки налогов и прочие льготные условия налогообложения в рамках международных соглашений. Такие доходы теперь будут облагаться в порядке и по ставкам, предусмотренном исключительно белорусским национальным законодательством.
В отношениях с недружественными странами Беларусь, как правило, выступала не как экспортер, а как импортер капитала, предоставляя резидентам этих стран налоговые льготы в рамках СОИДН, в том числе по дивидендным и процентным доходам. Многие годы среди стран-лидеров по прямым иностранным инвестициям в белорусскую экономику были Кипр, Нидерланды, Германия, Швейцария и Великобритания. С этими странами заключены СОИДН с одними из наиболее привлекательных налоговых условий. Поэтому принятие ограничительных мер налогового характера будет наиболее ощутимым для их резидентов, все еще сохраняющих в том или ином виде свои инвестиции в Беларусь.
Процентные доходы
Последствия в виде увеличения налоговых издержек возможны и непосредственно для белорусских организаций. Дело в том, что в сделках по привлечению заемного финансирования в договорной документации обычно прописывается оговорка о компенсации налоговых удержаний («gross-up provision»): если заемщик в силу императивных норм обязан производить какие-либо налоговые удержания, то сумма процентного дохода, которую в конечном итоге получает заимодавец, должна оставаться одной и той же.
Поэтому увеличение налоговых ставок из-за частичной приостановки СОИДН будет компенсироваться, скорее всего, за счет белорусского заемщика, а не иностранного заимодавца. А учитывая нестандартную природу таких компенсаций, будут возникать вопросы и в части того, как заемщику правильно учитывать такие расходы – в составе учитываемых при налогообложении затрат или относить их за счет чистой прибыли.
В любом случае следует ожидать активной реструктуризации заключенных ранее сделок по привлечению заемного финансирования с ориентацией на дружественные страны и заменой текущего заимодавца. Налоговая эффективность структуры – важный фактор, но определяющее значение имеет в целом наличие возможности проводить финансовые операции с нерезидентами. Вероятность введения различного рода ограничений и запретов сегодня значительно выше в отношении недружественных стран и ее резидентов.
Дивидендные доходы
Вместе с приостановкой положений СОИДН по дивидендным доходам в качестве ограничительной меры предусмотрено увеличение с 15% до 25% ставки налога по дивидендам, получаемых от источников в Беларуси иностранными организациями, местом нахождения которых являются недружественные страны.
Повышение налоговой ставки по дивидендам обычно приводит к тому, что чаще начинают использоваться альтернативные или скрытые способы распределения дивидендов и перевода прибыли за границу. Например, через пересмотр цен во внутригрупповых сделках, в том числе во взаимной торговле товарами и услугами, либо через выплату вознаграждений за оказание различного рода консультационных услуг или через выплату роялти за объекты интеллектуальной собственности.
Внешнеторговые сделки белорусских организаций, соответственно, будут привлекать еще большее внимание со стороны налоговых органов с точки зрения рыночного уровня цен, экономической обоснованности затрат и т.д. Примечательно, что частичная приостановка СОИДН с недружественными странами не затрагивает положений, касающихся льготных ставок по роялти и освобождения от налога от источника для доходов от оказания услуг.
Еще один вариант, который будет предметно рассматриваться в контексте дивидендов и пересмотра текущей структуры владения – это возможная редомициляция или переезд иностранной организации, владеющей активами в Беларуси, из недружественной в дружественную страну (ОАЭ, специальные административные районы в России и т.д.). Так, при редомициляции происходит только смена юрисдикции иностранной организации с сохранением всех ее бизнес-структур, активов и обязательств. Примеры переезда из Кипра в ОАЭ уже есть применительно к иностранным владельцам белорусских компаний.
Что касается дивидендов, получаемых от источников в Беларуси нерезидентами-физическими лицами, то здесь также коренным образом меняются условия налогообложения. Согласно Налоговому кодексу Беларуси с 1 января 2024 г. дивиденды от источников в Беларуси облагаются по стандартной ставке в 13%, а если такие доходы превысят 200 тыс. бел. рублей – действует ставка в 25% в отношении суммы превышения. Это применимо и для доходов физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами Беларуси (например, иностранцы или граждане Беларуси, которые более 183 дней в году находились за пределами Беларуси). Для них значительно вырастет эффективная ставка налога в случае приостановки положений СОИДН по дивидендным доходам.
Доходы от отчуждения имущества
Положения СОИДН по доходам от отчуждения имущества обычно применялись в случае отчуждения нерезидентами долей в уставном фонде или акций белорусских организаций. В рамках международных соглашений доходы от отчуждения долей и акций обычно полностью освобождались от налога у источника в Беларуси, стандартная ставка которого для таких доходов составляет 12%.
С приостановкой СОИДН такие доходы нерезидентов из недружественных стран будут облагаться в Беларуси без каких-либо налоговых освобождений. Однако сегодня сделки по отчуждению лицами из недружественных стран принадлежащих им долей в уставном фонде или акций белорусских организаций сведены к минимуму. Это связано с введением для них с 22 октября 2023 г. особого порядка отчуждения белорусских активов, согласно которому необходимо получать разрешение Совета Министров на сделку и уплачивать взнос в бюджет в размере не менее 25% от рыночной стоимости отчуждаемого имущества.
Период применения ограничительных мер
Ограничительные меры в полной мере заработают с 1 июня. До этого момента еще можно воспользоваться льготными условиями в рамках СОИДН, в том числе при выплате дивидендных и процентных доходов. Для тех недружественных стран, с кем в принципе не было заключенного СОИДН, повышенная ставка на дивиденды в 25% будет применяться по доходам иностранных организаций уже с 1 апреля.
Предполагается, что ограничительные меры будут действовать до 31 декабря 2026 г. Срок их применения может быть сокращен в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для их применения, либо по предложению Министерства по налогам и сборам.
Не известно, какой будет реакция со стороны недружественных стран на частичную приостановку СОИДН со стороны Беларуси. Будут ли они со своей стороны приостанавливать отдельные положения, полностью приостанавливать или денонсировать налоговые соглашения.
При этом нужно понимать, что любое международное налоговое соглашение призвано не только устранять проблему двойного налогообложения, возникающего из-за различий в национальных налоговых правилах, но решает ряд других задач – содействие экономическому сотрудничеству между странами и их резидентами, поощрение взаимных инвестиций и торговли. Если такие налоговые соглашения не применяются, то ни о каком дальнейшем взаимовыгодном международном сотрудничестве говорить не приходиться.
Как B1 Belarus может помочь?
► Консультации по налоговому законодательству Беларуси и иностранных государств, включая корпоративное и персональное налогообложение
► Консультации по применению международных соглашений об избежании двойного налогообложения, участником которых является Беларусь
► Консультации по налоговым вопросам, связанным с построением или изменением международной структуры, включая владение и управление, финансирование, ведение операционной деятельности в иностранных юрисдикциях, репатриация прибыли
► Налоговое структурирование сделок и трансграничных операций, включая анализ последствий, выявление рисков и подготовка рекомендаций по их минимизации
Авторы: