Новая система ценового регулирования
Напомним, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 № 713 «О системе регулирования цен» введено регулирование цен на многие потребительские товары, в том числе продукты питания, напитки, одежду, обувь, мебель, электротовары. Ценовое регулирование затрагивает импортируемые и производимые в стране потребительские товары.
Так, отечественные производители должны согласовывать с государственными органами повышение отпускных цен на производимые ими товары, а также установление цен на их новые товары. Импортеры должны устанавливать отпускные цены на товары, импортируемые для последующей продажи, с учетом предельной максимальной торговой надбавки от 15% до 60% (в зависимости от категории товара) к контрактной цене. Для обоснования уровня отпускных цен на потребительские товары производители и импортеры должны составлять экономические расчеты с расшифровкой статей затрат.
«Нестандартные решения»
Новая система регулирования цен вынуждает производителей и импортеров пересматривать привычные формы работы со своими поставщиками и цепочки поставок, искать новые решения для продолжения работы в изменившихся условиях.
Одним из обсуждаемых в бизнес-среде «нестандартных решений», позволяющих в определенной мере управлять себестоимостью производимых товаров и контрактной ценой импортируемых товаров (как следствие – отпускными ценами на них в рамках новой системы регулирования цен), является включение в сделки с поставщиками подконтрольных иностранных компаний в качестве посредников.
Такой посредник закупает у поставщиков необходимые сырье, материалы, комплектующие или готовые товары и перепродает их в адрес производителей и импортеров с добавлением своей торговой надбавки, размер которой фактически определяется не посредником, а имеющими над ним контроль производителями и импортерами.
Является ли организация поставок через подконтрольного посредника безопасной или может содержать в себе налоговые риски? Для ответа на данный вопрос обратимся к судебному делу № 155ЭАП2232, рассмотренному Верховным Судом Республики Беларусь 17 августа 2022 года в кассационной инстанции.
Пример из судебной практики
Предметом упомянутого судебного разбирательства было решение Департамента финансовых расследований (далее – «ДФР») о доначислении налога на прибыль, вынесенное по результатам проведенной в 2021 году проверки белорусской компании (далее – «ОДО») по вопросам уплаты налогов за период с января 2011 года по сентябрь 2019 года. В ходе проверки было установлено, что ОДО для организации поставок импортных товаров (системы вентиляции и кондиционеры) для белорусских покупателей использовало три иностранные компании, являющиеся резидентами Великобритании, Гонконга и Канады (далее – «Посредники»), с целью завышения затрат и минимизации своих налоговых обязательств по налогу на прибыль.
Согласно материалам проверки, работники ОДО вели переговоры с иностранными заводами-изготовителями по номенклатуре, ценам, срокам поставки и оплаты товаров, а также направляли им заявки на поставку, в которых указывали, что груз предназначен для ОДО, а по инвойсу грузополучателем и плательщиком являются Посредники. Далее со счетов Посредников в адрес заводов-изготовителей производилась 100% предоплата за товары. Конечными бенефициарами Посредников были иностранные граждане, которые за определенное вознаграждение (в виде процента от совершаемых сделок) предоставили работникам ОДО доступ к банковским счетам этих иностранных компаний.
Заказчиком грузоперевозки выступало ОДО, товары от заводов-изготовителей следовали сразу в адрес ОДО. Для документального оформления поступления товаров от Посредников в адрес ОДО работниками ОДО готовился пакет документов (включая инвойс, упаковочный лист, контракт), которые подписывались вышеназванными иностранными гражданами. На этом этапе стоимость товаров, указанная в первоначальных инвойсах завода-изготовителя, увеличивалась за счет надбавки от 3% до 30%. После таможенного оформления импортированные товары доставлялись белорусским покупателям, с которыми ОДО заключили договоры на поставку. Белорусские покупатели производили оплату за поставленные товары, а затем ОДО перечисляла полученные денежные средства на банковские счета Посредников.
В бухгалтерском учете ОДО отражало списание покупной стоимости импортируемых товаров, поступление которых оформлено от Посредников, на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли. В ходе проверки ДФР пришел к выводу, что оформление хозяйственных операций по приобретению товаров у Посредников было осуществлено ОДО лишь для видимости, т.е. без учета их действительной экономической сущности.
По мнению ДФР, несоблюдение принципов преобладания экономического содержания и правдивости привело к искажению сведений о фактах совершения хозяйственных операций, вследствие чего ДФР была произведена корректировка налоговой базы на основании статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь и предъявлен к доплате налог на прибыль и пени на общую сумму 1,5 млн. белорусских рублей. Фактическая себестоимость товаров была определена исходя из документально подтвержденных сведений о ценах заводов-изготовителей с учетом транспортных расходов ОДО.
Судами всех инстанций, включая Верховный Суд, была поддержана позиция ДФР и не были приняты доводы ОДО о том, что деловая цель совершаемых сделок не была связана с минимизацией налоговых обязательств, что имели место реальные (а не фиктивные) взаимоотношения с Посредниками, что не было иной возможности работать по предоплате с заводами-изготовителями.
Вместо выводов
При планировании цепочек поставок, среди прочего, необходимо учитывать различные налоговые аспекты будущих сделок с поставщиками. Использование в таких сделках иностранных посредников может приводить к неблагоприятным для налогоплательщика налоговым последствиям, включая привлечение должностных лиц к административной или уголовной ответственности, если вовлечение посредников не будет иметь под собой разумных оснований, а будет продиктовано главным образом налоговыми мотивами.
Налоговое законодательство не ограничивает право налогоплательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном варианте операции или сделки не должен присутствовать признак искусственности. В каждом конкретном случае контролирующие органы устанавливают наличие или отсутствие оснований для корректировки налогов с учетом фактических обстоятельств совершения операций (сделок) и собранных доказательств.
Как B1 Belarus может помочь?
Авторы: