Денонсация соглашения об избежании двойного налогообложения между Украиной и Беларусью

6 февраля 2023 г.

В ноябре 2022 года Верховная Рада Украины приняла закон о прекращении действия Соглашения между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее – «Соглашение»). Соответствующий закон вступил в силу в Украине 11 декабря 2022 года.


Напомним, что Соглашение между Украиной и Беларусью было заключено 24 декабря 1993 года и распространялось на налоги на доходы и имущество, взимаемые в двух странах. Например, в случае Беларуси – это налог на прибыль, налог на доходы иностранных организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость. Соглашением предусмотрены, помимо прочего, порядок признания организаций и физических лиц резидентами Украины либо Беларуси, правила обложения конкретных видов доходов или имущества (в какой стране, по какой ставке и т.д.), правила зачета налогов, уплаченных в одной стране, в счет уплаты налогов в другой стране, а также взаимные обязанности двух стран по обмену налоговой информацией.


Давайте посмотрим, зачем страны заключают такие международные налоговые соглашения, когда Соглашение прекращает свое действие и каковы будут налоговые последствия для резидентов двух стран.

Зачем страны заключают международные налоговые соглашения?


Международные налоговые соглашения заключаются с целью устранения двойного налогообложения, возникающего из-за различий в налоговых правилах, применяемых странами. С помощью таких соглашений разграничивается налоговая юрисдикция договаривающихся государств в отношении одного и того же дохода или имущества, что позволяет разрешать конфликтные ситуации.


Когда резидент одного государства ведет свою деятельность (коммерческую, инвестиционную или иную) и извлекает доход в другом государстве, обычно возникает конфликт источника и резидентства. Так, одно государство облагает доход, считая себя источником этого дохода, а второе государство облагает этот же доход, считая получателя дохода своим налоговым резидентом. Кроме того, могут возникать ситуации, когда оба государства рассматривают одно и то же лицо в качестве своего налогового резидента либо рассматривают один и тот же доход как образующийся на их территории.


Устранение проблемы двойного налогообложения является необходимым условием для содействия экономическому сотрудничеству между странами и их резидентами, поощрения взаимных инвестиций и торговли. Международные налоговые соглашения также призваны предотвращать случаи налоговой дискриминации нерезидентов и формировать правовую основу для межгосударственного информационного взаимодействия для противодействия уклонению от уплаты налогов и выявления таких фактов.


Когда белорусско-украинское Соглашение прекращает свое действие?


Принятие Верховной Радой Украины закона о прекращении действия Соглашения является первым шагом на пути к денонсации Соглашения, т.е. к отказу государства от заключенного им международного договора. Так, по инициативе одной из сторон действие Соглашения может быть прекращено при соблюдении следующего порядка: одно государство по дипломатическим каналам должно направить другому государству сообщение о прекращении действия Соглашения не позднее чем за 6 месяцев до окончания года, и тогда Соглашение прекращает свое действие с 1 января года, следующего за годом, когда было направлено такое сообщение.


Таким образом, Соглашение может прекратить свое действие для обоих государств, вероятно, не ранее 1 января 2024 года. На данный момент со стороны компетентных органов Беларуси не было опубликовано каких-либо комментариев относительно прекращения действия Соглашения или получения от украинской стороны по дипломатическим каналам соответствующей ноты о денонсации Соглашения.


Каковы налоговые последствия денонсации для резидентов Украины?


После прекращения действия Соглашения доходы налоговых резидентов Украины, извлекаемые из источников в Беларуси, будут облагаться применимыми налогами на общих основаниях в соответствии с белорусским законодательством. Предусмотренные Соглашением налоговые преимущества (освобождение от налога, пониженные налоговые ставки и т.д.) не будут приниматься во внимание, в частности, при исчислении в Беларуси налога на доходы иностранных организаций и подоходного налога с физических лиц.


Например, это будет непосредственно касаться доходов украинских организаций от коммерческой деятельности по оказанию различного рода услуг белорусским организациям, доходов от отчуждения акций и долей в уставных фондах белорусских организаций, ценных бумаг белорусских эмитентов и некоторых иных доходов, которые ранее освобождались от налога на доходы в рамках Соглашения. Доходы физических лиц в виде заработной платы или вознаграждения за оказанные услуги, выплачиваемые белорусскими организациями, доходы от отчуждения имущества, расположенного на территории Беларуси, будут облагаться также без применения соответствующий налоговых преимуществ. При этом режим налогообложения пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти) от источников в Беларуси не должен существенным образом измениться для налоговых резидентов Украины, поскольку в отношении этих доходов Соглашение не содержало более благоприятные условия в сравнении с национальным законодательством Беларуси.


Для устранения двойного налогообложения Соглашением был предусмотрен механизм зачет налогов: налоги, уплаченные в одном государстве, зачитываются в счет уплаты аналогичных налогов в другом государстве. Если украинским национальным законодательством отдельно не оговаривается возможность зачета налогов, уплаченного в иностранном государстве, то в случае прекращения действия Соглашения налоговые резиденты Украины не смогут зачесть какие-либо налоги, уплаченные в Беларуси, и будут вынуждены уплачивать налог с одного и того же дохода дважды.


Каковы налоговые последствия денонсации для резидентов Беларуси?


После прекращения действия Соглашения доходы налоговых резидентов Беларуси, полученные от источников в Украине, будут облагаться применимыми налогами в Украине по общим ставкам. Например, доходы в виде процентов будут облагаться по общей ставке 15% вместо ставки 10%, предусмотренной Соглашением для процентных доходов. Отметим, что лица, признаваемые в Украине нерезидентами, обязаны уплачивать украинские налоги не только в отношении таких доходов как дивиденды, проценты или роялти, но и в отношении ряда других доходов от источников в Украине, включая доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от отчуждения корпоративных прав, ценных бумаг, недвижимого имущества.


Вместе с тем белорусские организации будут вправе зачесть при уплате налога на прибыль в Беларуси те налоги, которые были фактически уплачены с их доходов в соответствии с украинским законодательством, при наличии справки, выдаваемой компетентными органами Украины в подтверждение факта уплаты этих сумм налога. Такой зачет проводиться согласно нормам Налогового кодекса Республики Беларусь в размере, не превышающем сумму белорусского налога на прибыль в отношении этого дохода.


Физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Беларуси, также вправе на основании норм Налогового кодекса Республики Беларусь зачесть налоги, фактически уплаченные в Украине с полученных там доходов, при расчете и уплате подоходного налога уже в Беларуси. Для зачета потребуется представить в белорусские налоговые органы справку, выданную компетентными органами Украины в подтверждение полученного дохода и уплаченного там налога. Зачет проводиться в размере, не превышающем сумму белорусского подоходного налога в отношении этого дохода.


Таким образом, в случае прекращения действия Соглашения организации и физические лица-резиденты Беларуси не утратят право на зачет налогов, уплаченных с их доходов в Украине, но реализация такого права будет во многом зависеть от возможности получения справки украинских компетентных органов, подтверждающих факт уплаты и сумму налога. При отсутствии справки допускается использовать копию налоговой декларации, поданную в иностранные компетентные органы, вместе с копией платежного документа, подтверждающего уплату налога в бюджет иностранного государства.


В отношении налога на недвижимость по объектам, находящимся на территории Украины и принадлежащим белорусским организациям, в целом применимы аналогичные подходы по устранению двойного налогообложения через механизм зачета иностранных налогов.


Как B1 Belarus может помочь?


   Консультации по применению международных соглашений об избежании двойного налогообложения и иных соглашений, участником которых является Беларусь

   Консультации по применению концепции бенефициарного собственника доходов при выплате нерезиденту доходов в виде дивидендов, процентов или роялти

   Консультации по вопросам обмена налоговой информацией между странами

   Налоговое структурирование сделок и трансграничных операций

   Консультации по налоговым вопросам, связанным с построением международной структуры, включая владение и управление, финансирование, ведение операционной деятельности в иностранных юрисдикциях, репатриация прибыли

Авторы:

  • Светлана Грицук
    Ассоциированный партнер,
    руководитель департамента «Налоги, право и сопровождение бизнеса»
  • Андрей Кулагин
    Менеджер, услуги международного налогообложения и права
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять