В настоящее время многие наниматели заключают договоры добровольного страхования в пользу своих работников.
Рассмотрим порядок списания расходов организации на наиболее популярные виды страхования - добровольное страхование жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов.
Добровольное страхование осуществляется путем заключения договора между страхователем и страховщиком в письменной форме. Списание расходов на страхование осуществляется на основании ПУД (например, бухгалтерская справка-расчет).
Уплата организацией страховых взносов за работника является для него доходом в натуральной форме, который облагается подоходным налогом. При этом от подоходного налога освобождаются указанные доходы, полученные работниками от каждого источника в течение календарного года в размере, не превышающем:
- 5395 руб. – если организация-страхователь является для сотрудника местом основной работы (п. 24 ст. 208 НК);
- 208 руб. - если организация-страхователь не является для работника местом основной работы (абз. 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК).
Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются, если срок договора медстрахования не менее 1 года (подп. 11.1 Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 115 от 25.01.1999г.).
Стоимость услуг по страхованию, приобретенных для своих работников, не является объектом налогообложения НДС (подп. 2.15 ст. 115 НК).
При налогообложении прибыли суммы страховых взносов по договорам медстрахования включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) при соблюдении определенных условий:
- договор страхования заключен в пользу работников, работающих в организации по трудовым договорам
- в пределах установленного для них ограничения согласно подп. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь №219 от 12 мая 2005 г. «О страховых взносах по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) (далее - Указ № 219), а именно не более 12% фонда заработной платы организации и одной месячной МЗП на каждого работника
- договор страхования заключен на период не менее 1 года
- договор страхования заключен в пользу работников, работающих в организации по трудовым договорам
- в пределах установленного для них ограничения согласно подп. 1.2 Указа № 219, а именно не более 5% фонда заработной платы организации и 2 базовых величин в месяц на каждого работника.
В бухгалтерском учете порядок списания страховых взносов в состав расходов по текущей деятельности законодательно не установлен. Поэтому организация вправе выбрать один из следующих вариантов и закрепить в учетной политике:
Суммы начисленных страховых взносов на дополнительную накопительную пенсию за счет средств работодателя учитываются по дебету счетов, на которых отражается начисление затрат на оплату труда и другие выплаты работникам организации (20, 25, 26, 44, 90-10, др.) и кредиту счета 76-2.
Суммы начисленных страховых взносов по добровольному страхованию жизни и медицинских расходов единовременно в полной сумме списываются в дебет счета 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности".
Расходы первоначально отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов" и списываются в расходы, упомянутые выше, ежемесячно, исходя из срока страхования.