"Налог на выход": основания для уплаты и иные особенности в Беларуси

13 февраля 2024 г.

Для налоговых систем многих развитых стран характерно наличие так называемого «налога на выход» или Exit Tax, который используется в качестве одной из мер борьбы с уклонением от уплаты налогов.


«Налог на выход» обычно взимается при изменении налогоплательщиками своего налогового резидентства, передачи ими активов или перемещения места осуществления экономической деятельности в другую налоговую юрисдикцию. Этот налог призван гарантировать, что при наступлении указанных обстоятельств государство, которое утрачивает право на налогообложение в будущем таких физических или юридических лиц, вправе обложить налогом экономическую стоимость любого прироста капитала (capital gain) этих лиц, который имел место на его территории до выхода.


В Беларуси, как и в России, «налогом на выход» стали называть условно добровольный взнос, который должен быть уплачен иностранным бизнесом из недружественных стран при уходе с локального рынка и продаже своих активов. Однако в данном случае речь идет о заградительных мерах, предпринимаемых для противодействия оттоку капитала и выходу нерезидентов из белорусских/российских активов, а не о борьбе с уклонением от уплаты налогов.


Давайте посмотрим, какие основания для уплаты и иные особенности «налога на выход» предусмотрены в Беларуси.


В каких случаях уплачивается «налог на выход»


С 22 октября 2023 года в Беларуси действует особый порядок отчуждения акций, долей в уставных фондах, а также недвижимого имущества белорусских юридических лиц, владельцами которых являются лица из недружественных стран. Напомним, что перечень недружественных стран включает в себя 39 иностранных государств, в том числе все страны-члены Европейского союза, США, Великобританию, Швейцарию.


Особый порядок предполагает, что сделки по отчуждению акций, долей в уставных фондах, а также недвижимого имущества могут совершаться и будут считаться действительными только в том случае, если было получено разрешение Совета Министров Республики Беларусь на их совершение. Сделки, совершаемые без такого разрешения, являются ничтожными.


При этом для последующей государственной регистрации совершаемых сделок еще одним обязательным для выполнения условием является уплата взноса в областной бюджет (бюджет г. Минска) в размере не менее 25% от рыночной стоимости отчуждаемого имущества. В частности, взнос подлежит уплате в следующих случаях:


►    при отчуждении лицами из недружественных стран принадлежащих им долей в уставных фондах (акций) белорусских юридических лиц (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО)

►    при отчуждении лицами из недружественных стран, являющихся собственниками имущества белорусских юридических лиц (УП), принадлежащей им недвижимости

►    при отчуждении недвижимости белорусскими юридическими лицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из недружественных стран составляет не менее 25%.


Данный взнос является платежом, схожим по своей правовой природе с государственной пошлиной, обычно уплачиваемой за совершение государственными органами юридически значимых действий. Однако формально данный взнос, подлежащий уплате в областной бюджет (бюджет г. Минска), не считается налогом, сбором или пошлиной. На налоговые органы не возлагается контроль за его уплатой, а лица, уплачивающие данный взнос, не имеют соответствующих прав и обязанностей налогоплательщика.


Эта особенность означает, что при уплате данного взноса не действуют налоговые правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы. Если сделка не была совершена или исполнена по каким-либо причинам, то сумму уплаченного взноса вернут только в том случае, если она была уплачена в связи с отчуждением недвижимости белорусскими юридическими лицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из недружественных стран составляет не менее 25%. По иным сделкам, где требуется уплата данного взноса, уплаченная в бюджет сумма взноса возврату не подлежит.


Кто и в какой сумме уплачивает «налог на выход»


Минимальный размер взноса, уплачиваемого в бюджет, составляет 25% от рыночной стоимости отчуждаемых акций, долей в уставных фондах, недвижимого имущества. В каждом отдельном случае конкретный размер взноса и сроки его внесения определяются решениями областных, Минского городского исполнительного комитета в процессе согласования и выдачи разрешения Совета Министров на совершение предполагаемой сделки по отчуждению имущества.


Порядок выдачи разрешений регламентируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2024 № 27 «О выдаче разрешений». Так, заявитель (т.е. лицо, намеревающееся совершить сделку по отчуждению имущества) для получения разрешения Совета Министров представляет в областной (Минский городской) исполнительный комитет определенный пакет документов, в том числе копию заключения о рыночной стоимости отчуждаемых акций, долей в уставных фондах, недвижимого имущества.


Если по итогам рассмотрения документов будет принято положительное решение, то заявителю направляется копия разрешения на совершение сделки, оформленного в виде постановления Совета Министров. Уплата взноса не называется в качестве необходимого условия для выдачи самого разрешения на сделку, и нет законодательного требования о том, чтобы взнос был уплачен именно до получения заявителем разрешения Совета Министров.


Единственное требование по срокам – уплата взноса производится в период действия независимой оценки рыночной стоимости отчуждаемого имущества и фактически до совершения регистрационных действий, так как документы, подтверждающие уплату взноса в бюджет, представляются уже в государственные органы для регистрации совершаемых сделок.

Взнос в областной бюджет (бюджет г. Минска) может быть уплачен любой из сторон в совершаемой сделке, т.е. продавцом или покупателем, либо бремя по уплате взноса может быть разделено между ними. Каких-либо ограничений по тому, кто может быть плательщиком взноса, не установлено.


Как определяется рыночная стоимость отчуждаемого имущества


Размер подлежащего уплате взноса в бюджет напрямую зависит от рыночной оценки отчуждаемого имущества. Заключение о рыночной стоимости должно быть составлено только государственной организацией, осуществляющей оценочную деятельность.


При этом такая независимая оценка рыночной стоимости должна быть проведена оценщиками с использованием следующих методов:


►    при отчуждении акций или долей в уставных фондах – доходного или сравнительного метода

►    при отчуждении недвижимости – сравнительного метода, а при отчуждении предприятия как имущественного комплекса – и иных методов, предусмотренных законодательством для определения стоимости предприятия как имущественного комплекса.


Сравнительный метод основывается на сравнении объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки, по которым доступна информация о рыночных ценах, с последующей корректировкой этих цен по элементам сравнения. Если нет активного финансового рынка, информации о фактически совершаемых сделках по купле-продаже бизнеса и ценах в этих сделках, то применение данного метода затруднительно.


Доходный метод основывается на расчете доходов, ожидаемых от использования объекта оценки в будущем, и преобразовании их в стоимость объекта оценки. Главный недостаток данного метода оценки заключается в том, что он основан на прогнозных данных, имеет вероятностный характер, что может приводить к получению крайне субъективных результатов оценки бизнеса. Вместе с тем именно доходный метод чаще всего используется на практике для оценки рыночной стоимости бизнеса.


Примечательно, что для расчета суммы взноса в бюджет и для определения рыночной стоимости отчуждаемых акций, долей в уставных фондах или недвижимости не предусмотрена возможность использования затратного метода оценки. Затратный метод – это метод, который основывается на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки за вычетом его износа, или на разнице активов и обязательств по балансу.


В идеальных условиях все указанные выше методы оценки бизнеса должны приводить к одному и тому же результату, но в силу несовершенства рынка разные методы оценки будут в действительности давать разные показатели рыночной стоимости отчуждаемых объектов.


Как B1 Belarus может помочь?


►    Разработка эффективной с налоговой точки зрения структуры приобретения (продажи), соответствующей коммерческим целям и стратегическим бизнес-планам покупателя (продавца)

►    Налоговое сопровождение сделки для защиты интересов покупателя/продавца, проработка налоговых аспектов документации по сделке, включая договор купли-продажи и письмо о раскрытии информации

►    Проведение налоговой экспертизы (Tax Due Diligence) объекта приобретения (продажи), в том числе для выявления и управления историческими налоговыми рисками, подтверждения исполнения налоговых обязательств и отсутствия обстоятельств, препятствующих заключению сделки

►    Консультации по налоговым вопросам, возникающим после закрытия сделки, в том числе в отношении налоговой эффективности юридической структуры или операционной модели, интеграции приобретенных активов


Авторы:

  • Светлана Грицук
    Партнер
    Руководитель налоговой и юридической практики
  • Андрей Кулагин
    Старший менеджер, услуги международного налогообложения и права
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять