Влияние нового регулирования цен в Беларуси на вопросы трансфертного ценообразования

8 ноября 2022 г.

С 20 октября 2022 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 №713 («Постановление 713») введено регулирование цен на ряд товарных групп («Потребительские товары»), производимых и (или) ввозимых для реализации на внутреннем рынке Беларуси.


Среди прочего к таким потребительским товарам относятся различные продукты питания, безалкогольные напитки, ткани, одежда и обувь, мебель, электротовары, иные предметы обихода, строительные материалы, автомобили и запчасти, моторные масла для легковых автомобилей, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика и др.


Данное регулирование оказывает непосредственное влияние на взаимоотношения участников рынка, в том числе и на взаимоотношения внутри групп компаний, выстраивание ими порядка ценообразования и перераспределения прибыли на рыночных принципах в цепочках поставок.


В сделках между взаимозависимыми лицами, которые с одной стороны, должны соответствовать законодательству по ценам, а с другой стороны, для целей налогообложения соответствовать рыночному уровню с учетом требований Главы 11 НК РБ, перед белорусскими организациями стоит задача отыскать тот баланс интересов и всестороннего соблюдения требований законодательства. 

Что изменилось?


Белорусские производители


  • Для производителей, чьи товары не включены в перечень регулируемых Потребительских товаров, сохраняется свободное ценообразование (за исключением иных ранее действовавших отраслевых ограничений по ценам, таких как для фармацевтической отрасли, для строительной отрасли и др.)

  • Для производителей, чьи товары включены в перечень регулируемых Потребительских товаров, также отсутствуют какие-либо ограничения по уровню рентабельности при установлении ими цен на производимые Потребительские товары.

  • Однако в случае повышения цен или установления цен на новую продукцию или новый вид продукции, производителям необходимо согласовывать цены на нее с уполномоченными государственными органами.

  • Для согласования цен необходимо предоставление экономического обоснования отпускной цены на Потребительский товар, которое в т.ч. включает в себя плановую калькуляцию по расчету отпускной цены, обоснование причин повышения цены, плановую рентабельность после повышения цены, маркетинговый анализ. Недостаточное экономическое обоснование является основанием для отказа в согласовании отпускных цен.

  • С 1 ноября 2022 года производители также обязаны составлять экономическое расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен на свои Потребительские товары, с расшифровкой статей затрат и хранить у себя данные расчеты и подтверждающие документы.

Импортеры


  • Для импортеров Потребительских товаров установлен строгий порядок формирования цен и предельные максимальные надбавки.

  • Отпускная цена импортера = (контрактная цена + таможенные платежи + транспортные расходы + иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров + расходы по обязательному страхованию) + предельная максимальная надбавка импортера.

  • Размеры предельных надбавок импортеров варьируются от 15% до 60% в зависимости от видов Потребительских товаров.

  • Как и производители, с 1 ноября 2022 года импортеры обязаны составлять экономическое расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен на свои Потребительские товары, с расшифровкой статей затрат и хранить у себя данные расчеты и подтверждающие документы

  • Импортеры также должны обосновывать контрактные цены путем изучения конъюнктуры рынка с указанием критериев выбора товара, коммерческих и (или) финансовых условий поставки товаров. Обоснование контрактной цены является неотъемлемой частью экономических расчетов.

Субъекты торговли, осуществляющие оптовую и/или розничную торговлю


  • Для субъектов торговли, осуществляющих оптовую и/или розничную продажу Потребительских товаров на белорусском рынке в отношении реализации Потребительских товаров также установлены предельные максимальные надбавки.

  • Размеры предельных оптовых надбавок (для оптовых продавцов), торговых надбавок (для розницы, с учетом оптовых надбавок) варьируются от 15% до 55% в зависимости от видов Потребительских товаров

Кроме того, с целью прослеживаемости применения субъектами хозяйствования порядка формирования цен установлена обязанность для производителей, импортеров и организаций, осуществляющих оптовую торговлю, указывать в товаросопроводительных документах (ТН, ТТН) сведения об отпускных ценах производителя, импортера, о примененных оптовых надбавках и/или размерах и видах установленных скидок с цены, и другой информации о структуре цены.


Влияние на вопросы трансфертного ценообразования


Безусловно, новое законодательство в области регулирования цен не может не затронуть вопросы трансфертного ценообразования. При этом, возникают вопросы, требующие внимания и ответы на которые имеют прямое влияние на подходы к ценообразованию.


Будут ли подлежать сделки с Потребительскими товарами, в отношении которых установлено регулирование цен, контролю трансфертного ценообразования?


Налоговый кодекс не содержит для таких сделок исключения. Поэтому в случае импорта Потребительских товаров, приобретаемых у иностранных взаимозависимых поставщиков, или в случае, если белорусский производитель/импортер/оптовый продавец поставляют Потребительские товары в адрес своего белорусского взаимозависимого лица, при формировании цен им необходимо учитывать нормы Главы 11 НК в части трансфертного ценообразования[1]. Другими словами, цены в сделках должны соответствовать рыночному уровню для целей налогообложения.

[1] В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 ст. 88 НК РБ и в случае, если сумма цен сделок с одним контрагентом в календарном году превысит 400 000 / 2 000 000 белорусских рублей (без учета косвенных налогов) - для организации, не включенной в перечень крупных плательщиков / для организации, включенной в перечень крупных плательщиков. Для сделок, совершенных между двумя белорусскими резидентами контроль осуществляется только в случае, если сделка совершена со взаимозависимым юридическим лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка.

Будут ли признаваться для целей налогообложения рыночными цены, если они установлены в соответствии с требованиями нового законодательства о ценообразовании?


В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 87 НК РБ цена анализируемой сделки соответствует рыночной цене, если плательщик совершил сделку, цена (тариф) которой регулируется Президентом Республики Беларусь, государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов).


Вместе с тем, введение требований о согласовании отпускных цен на новые товары или повышения цен на существующие товары для белорусских производителей не относится непосредственно к регулированию цен, так как сами цены и порядок их формирования для производителей остаются «свободными». Таким образом, производителям необходимо будет также, как и ранее для целей соблюдения налогового законодательства проводить анализ и готовить экономическое обоснование цен или документацию по трансфертному ценообразованию («Отчетность по ТЦО») в соответствии со ст. 97 НК РБ.


В отличие от производителей, для импортеров/оптовых и розничных продавцов введено непосредственное регулирование цен, которое ограничивает их финансовые результаты и рентабельность в случае ввоза и/или продажи Потребительских товаров на белорусском рынке.


Однако, как в случае импорта, так и в случае дальнейшей реализации на белорусском рынке, введенное регулирование цен устанавливает лишь предельные максимальные надбавки при последующей реализации Потребительских товаров (верхнюю границу цен, выше которой субъекты хозяйствования не могут установить цену).


В тоже время, в случае приобретения Потребительских товаров у иностранного взаимозависимого лица, импортеру в соответствии с требованиями главы 11 НК РБ по требованию налогового органа необходимо будет подтвердить, что контрактная (ввозная) цена соответствует рыночному уровню, а не цена последующей реализации на белорусском рынке, которая регулируется.


В случае последующей реализации белорусским импортером Потребительских товаров в адрес белорусской организации, осуществляющей оптовую и/или розничную торговлю, т.е. когда регулируется и цена реализации, и цена последующей реализации у перепродавца, поскольку регулирование касается только надбавок к ценам, налоговые органы вправе будут также запросить отчетность по ТЦО, чтобы удостовериться, что цены у сторон сделок не занижены.


Могут ли экономическое обоснование отпускной цены производителя/импортера или обоснование контрактной цены импортера использоваться для подтверждения рыночного уровня цен и соблюдения правил трансфертного ценообразования?


Данная информация прямо не поименована в перечне источников информации, используемых для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка в соответствии со ст. 90 НК РБ и по своей сути, раскрывает порядок формирования цены импортером/производителем, порядок выбора поставщика (при обосновании контрактной цены импортером), однако может не содержать рыночных данных о ценах на идентичные (однородные) товары, поставляемые независимыми лицами или информацию о рентабельности независимых лиц, осуществляющих сопоставимую деятельность.


Кроме того, для целей ТЦО законодательно установлены формы Отчетности по ТЦО, которые должны готовиться плательщиками и представляться в налоговые органы по их требованию (ст. 97 НК РБ), в то время как формы экономического обоснование отпускной цены и обоснования контрактной цены – свободные.


Вместе с тем, плательщики наряду с Отчетностью по ТЦО вправе представить и данные документы, и иную дополнительную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия совершенной им сделки соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках (п.6 ст. 97 НК РБ).


Требуют ли введенные требования для производителей о согласовании повышения цен или утверждения цен на новые товары в государственных органах того, чтобы указанные цены были одинаковыми для всех покупателей производителя?


Уровень фактических цен на один и тот же товар у производителя может быть разным для разных покупателей в зависимости от условий поставки, условий оплаты, объемов поставляемой продукции и др. факторов.


В соответствии с п. 9 Постановления 713 производители могут предоставлять оптовые скидки с отпускных цен на Потребительские товары в размере не более 10%. Иные скидки предоставляются в случаях и порядке, определенных законодательством о ценах и ценообразовании.


В соответствии с законодательством о ценах и ценообразовании[2] производители (импортеры) при реализации товаров могут предоставлять покупателям скидки с отпускных цен. Скидки предоставляются в соответствии с утвержденным производителем (импортером) порядком применения скидок. Порядок применения скидок должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются. Также допускается предоставление производителями субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон.


Таким образом, фактическая цена на один и тот же Потребительский товар у производителя может быть разной (но не выше согласованной с государсвенными органами, так как повышение цен необходимо согласовывать заново) и варьироваться в зависимости от размеров скидок, предоставляемых в соответствии с разработанным порядком применения скидок.

[2] Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен и тарифов, утвержденная Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.08.2021 N 55


Таким образом, введенное регулирование цен и ограничения оптовых торговых надбавок непосредственно влияют на уровень прибыльности бизнеса и на порядок перераспределения прибыли внутри группы компаний, которое чаще всего производится за счет трансфертных цен. Веденные изменения могут потребовать внесения изменений в политику по трансфертному ценообразованию, установленную на уровне международной группы компаний, корректировку или пересмотр трансфертных цен, введение дополнительных инструментов финансирования деятельности белорусских компаний Группы.


Эксперты B1 Belarus будут рады подробно прокомментировать данные вопросы, а также представить рекомендации в отношении наиболее оптимального подхода к ценообразованию, удовлетворяющего требованиям как законодательства по ТЦО и, так и законодательства по регулированию цен.


Как B1 Belarus может помочь?


  • Консультирование по вопросам применения законодательства о ценах и трансфертном ценообразовании
  • Анализ и оценка возможности изменения моделей ценообразования и/или операционной модели в складывающихся условиях
  • Содействие в подготовке экономических обоснований отпускных цен для производителей и импортеров в соответствии с требованиями Постановления 713
  • Содействие в подготовке обоснований контрактных цен для импортеров в соответствии с требованиями постановления 713
  • Анализ порядка формирования стоимости товаров и поиск путей оптимизации затрат
  • Оценка и рекомендации по изменению порядка ценообразования с целью минимизации рисков трансфертного ценообразования.
  • Подготовка документаций по трансфертному ценообразованию / экономических обоснований примененных цен в соответствии с требованиями ст. 97 НК РБ
  • Проведение исследований рыночного уровня цен / рентабельности
  • Проведение обучающих тренингов и семинаров в области трансфертного ценообразования
  • Сопровождение в рамках налоговых проверок (подготовка ответов на запросы налоговых органов, правовой позиции, проектов дополнительных документов, взаимодействие с налоговыми органами и организация встреч).

Авторы:

  • Руслан Раджабов

    Партнер, 

    группа трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей

  • Екатерина Сырникова
    Старший менеджер,
    группа трансфертного ценообразования
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять