Повышенный налог на прибыль для владельцев историко-культурных ценностей

26 марта 2024 г.

В теории налогового права есть такое понятие как квазиналоги – это обязательные платежи, у которых при этом юридически отсутствует какой-либо характерный признак налога. Например, уплачиваются не напрямую в бюджет, а на отдельный внебюджетный счет, либо имеют явно целевое назначение, либо предполагают совершение государством действий в ответ и т.д. Они не поименованы в Налоговом кодексе Беларуси и регулируются отдельными законами, указами или постановлениями правительства.


К квазиналогам можно отнести и отчисления за воздействие, оказываемое бизнесом на историко-культурную ценность, уплачиваемые в рамках указа от 18.10.2007 № 527 «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия» (далее – «Указ № 527»). Отчисления уплачиваются из чистой прибыли, и поэтому с точки зрения их плательщика являются фактически дополнительным налоговым расходом, увеличивающим эффективную ставку налога на прибыль.


Относительно недавно в публичном пространстве появилось судебное дело, раскрывающее специфические особенности уплаты таких отчисления на практике. Давайте посмотрим, кто и когда обязан платить такие отчисления от прибыли.


Когда возникает обязанность уплачивать отчисления от прибыли?


Согласно Указу № 527 юридические и физические лица производят отчисления от прибыли, полученной ими от предпринимательской деятельности, оказывающей непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны недвижимой историко-культурной ценности (далее – «ИКЦ» и «зона охраны»).


Непосредственное воздействие на ИКЦ или зоны охраны может оказываться путем создания дополнительных транспортных нагрузок, привнесения функций, не характерных для данной ИКЦ, а также путем создания дополнительных объемно-пространственных сооружений, не присущих и не характерных для данной ИКЦ.


В качестве типовых примеров такого непосредственного воздействия Министерство культуры называет:


►   возведение пристроек, обустройство и размещение нестационарных объектов торговли и общественного питания, средств наружной рекламы и других объектов на территории ИКЦ или в зонах ее охраны

►   создание площадок для стоянок и подъездов автомобильного транспорта

►   изменение функционального использования ИКЦ или помещений в ней, устройство новых входных групп, крылец, козырьков, вентиляционных систем, внешних кондиционеров, спутниковых антенн, встроенных банкоматов

►   ухудшение отличительных особенностей ИКЦ при выполнении требований пожарной безопасности, охраны окружающей среды, санитарных и иных требований.


Отчисления предназначаются в фонд президента по поддержке культуры и искусства и вносятся на специальный счет Министерства культуры. Размер отчислений от прибыли для юридических и физических лиц Беларуси составляет 5%, для иностранных – 25%. Под прибылью в данном случае понимается доход, который остается в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательными актами.


Отчисления уплачиваются не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным. Для случаев просрочки уплаты отчислений предусмотрено взыскание пени в размере 0,01% за каждый день просрочки. Контроль за своевременностью и полнотой уплаты отчислений возлагается на Министерство культуры и соответствующие структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов.


Как применяются положения Указа № 527 на практике?


Согласно материалам судебного дела № 154ЭИП23341 организация (ОАО) оспаривала в суде требования Министерства культуры о взыскании отчислений, включая пени, на общую сумму 7,8 млн белорусских рублей за воздействие, оказываемое предпринимательской деятельностью ОАО на комплекс зданий пивоваренного завода, которому присвоен статус ИКЦ.


ОАО являлось собственником данного ИКЦ, а зона ее охраны совпадала с производственной территорией. ОАО не производило уплату отчислений от прибыли в рамках Указа № 527. Однако в ходе внеплановой проверки Комитета государственного контроля проверяющими было обнаружено, что:


►   ОАО создало дополнительные транспортные нагрузки и выполняла работы, оказывающие воздействие на ИКЦ и зоны охраны

►   ОАО полностью изменило функциональное назначение, отраженное в паспорте материальной ИКЦ, в том числе во время ремонтно-реставрационных работ

►   ОАО создало дополнительные объемно-пространственные сооружения, в том числе баки, металлические трубопроводы и другие недвижимые объекты на территории ИКЦ и в зонах охраны, не свойственных и не характерных для данной ИКЦ.


С учетом этого проверяющие пришли к выводу, что осуществляемая ОАО предпринимательская деятельность оказывает непосредственное воздействие на ИКЦ и зоны ее охраны, и поэтому ОАО было обязано в проверяемом периоде (2019 – 2022 гг.) производить отчисления от прибыли в рамках Указа № 527. Сумма подлежащих уплате отчислений была рассчитана проверяющими от всей прибыли ОАО от ведения предпринимательской деятельности, включая деятельность как на территории самой ИКЦ, так и на территории ее зоны охраны.


ОАО не согласилось с выводами проверяющих и оспаривало результаты проверки. ОАО отмечало, что с принятием Кодекса о культуре нет каких-либо законов или иных законодательных актов, устанавливающих обязанность уплаты отчислений, так как Указом № 527 регулируется только порядок уплаты, но не устанавливается сама обязанность уплаты отчислений.


Еще одним доводом ОАО было то, что предпринимательская деятельность не оказывала негативного воздействия на ИКЦ, а ОАО не было включено местными властями в список собственников ИКЦ, обязанных производить данные отчисления. Также ОАО полагало, что при расчете отчислений должна браться в расчет не вся сумма прибыли, а только та ее доля, которая относится к деятельности, оказывающей непосредственное воздействие на ИКЦ, что может определяется пропорционально занимаемой ИКЦ площади.


Суды первой и апелляционной инстанций сочли доводы ОАО необоснованными и полностью поддержали решение контролирующего органа о необходимости уплаты отчислений за воздействие, оказываемое предпринимательской деятельностью ОАО на ИКЦ в проверяемом периоде.


Вместо вывода


Факт ведения предпринимательской деятельности, которая оказывает непосредственное воздействие на ИКЦ или зону ее охраны, считается основанием для уплаты юридическими лицами отчислений от прибыли в рамках Указа № 527. Отчисления уплачиваются независимо от того, является ли оказываемое воздействие негативным или нет.


Постановлением Совета Министров от 14.05.2007 № 578 утвержден перечень объектов, которым присвоен соответствующий статус и категория ИКЦ. С учетом имеющихся данных о таких объектах Министерство культуры формирует и ведет Государственный список ИКЦ Беларуси, с которым может ознакомится любой желающий.


Как B1 Belarus может помочь?


►   Консультации по налоговому законодательству Беларуси, включая корпоративное и персональное налогообложение

►   Консультационная поддержка по налоговым вопросам до начала проведения, во время проведения и после завершения налоговой проверки

►   Налоговая экспертиза сделок, договоров, бизнес-решений и проектов, включая анализ последствий, выявление рисков и подготовка рекомендаций по их минимизации

►   Проверка правильности расчета налогов, составления налоговых регистров и деклараций по налогу на прибыль, НДС и иным налогам

►   Проверка наличия/отсутствия у компании часто встречающихся на практике ошибок при ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности


Авторы:

  • Светлана Грицук
    Партнер
    Руководитель налоговой и юридической практики
  • Андрей Кулагин
    Старший менеджер, услуги международного налогообложения и права
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять