Новые правила взимания НДС с электронных услуг в ЕАЭС

10 апреля 2024 г.

Новые правила взимания НДС с электронных услуг в ЕАЭС


4 марта 2024 года вступил в силу Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года в части взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме (далее – Протокол). Протоколом определяется порядок взимания НДС в трансграничной торговле в ЕАЭС, когда услуги в электронной форме оказываются налогоплательщиком-продавцом из одной страны ЕЭАС, а покупатель таких услуг находится в другой стране ЕАЭС.


Какие изменения вносятся Протоколом?


Во-первых, Протокол дает общее для всех стран ЕАЭС определение услугам в электронной форме – это услуги, которые оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через сеть Интернет, оказание которых невозможно без использования информационных технологий. При классификации услуг необходимо также руководствоваться перечнем услуг в электронной форме, утверждаемым Советом Евразийской экономической комиссии (далее – Совет ЕЭК).


Перечень услуг в электронной форме был утвержден решением Совета ЕЭК от 27 сентября 2023 года № 97 и подлежит применению вместе с Протоколом с 1 апреля 2024 года. Данный перечень включает в себя распространенные онлайн-услуги и сервисы (например, предоставление прав на использование программного обеспечения, игр и баз данных, рекламные услуги, услуги по хранению и обработке данных, услуги онлайн-кинотеатров, электронных библиотек и стриминговых сервисов, услуги поисковых систем и торговых площадок и др.).


Во-вторых, Протокол устанавливает, что взимание НДС с услуг в электронной форме происходит по месту деятельности покупателя, т.е. НДС уплачивается в той стране ЕАЭС, где находится покупатель таких услуг. Критерии для определения места деятельности покупателя предусмотрены в отношении юридических и физических лиц, приобретающих такие услуги, в том числе индивидуальных предпринимателей.


В-третьих, Протокол закрепляет обязанность для налогоплательщика одной страны ЕАЭС встать на учет в налоговом органе в другой стране ЕАЭС для целей уплаты НДС, если этим налогоплательщиком-продавцом оказываются услуги в электронной форме физическим лицам, находящимся в этой другой стране.


Если услуги в электронной форме оказываются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, находящимся в другой стране ЕАЭС, то обязанность по постановке на учет в налоговом органе этой другой страны для целей уплаты НДС будет возникать для продавца только в том случае, если такая обязанность будет предусмотрена национальным законодательством этой другой страны. Если такая обязанность по постановке на учет не предусмотрена, НДС с оказываемых услуг в электронной форме исчисляется и уплачивается не продавцом, а самими покупателями услуг как налоговыми агентами.


При этом в Протоколе оговаривается, что порядок постановки на учет в налоговом органе, налоговая база, ставки НДС и льготы, сроки уплаты налога и формат подаваемых деклараций определяются по законодательству той страны ЕАЭС, где находятся покупатели услуг в электронной форме.


Что следует предпринять резидентам стран ЕАЭС?


Налогоплательщикам необходимо провести переоценку применяемых ими подходов к классификации трансграничных услуг, приобретаемых или оказываемых в рамках ЕАЭС. Услуги, относимые сегодня к услугам в электронной форме, до вступления в силу Протокола могли попадать в иные категории, место реализации которых для целей НДС определялось по месту деятельности продавца, а не по месту деятельности покупателя.


Последствия по НДС теперь могут стать иными и для услуг, не являющихся услугами в электронной форме, но являющихся при этом вспомогательными по отношению к ним. По общему правилу для целей НДС место реализации услуг вспомогательного характера определяется по месту реализации основных услуг.


В каждой стране ЕАЭС действуют собственные правила косвенного налогообложения услуг в электронной форме, оказываемых нерезидентами: в России – с 2017 года, в Беларуси – с 2018 года, в Армении, Казахстане и Кыргызстане – с 2022 года. Поэтому в случае, если услуги в электронной форме оказываются покупателям из других стран ЕАЭС, необходимо предметно изучать локальные требования других стран ЕАЭС в части необходимости постановки на учет в их налоговых органах для целей уплаты НДС с оказываемых услуг в сегменте B2C или B2B.


Например, во всех странах ЕАЭС есть требование к нерезидентам встать на учет при оказании услуг в электронной форме физическим лицам (B2C). Так, если российская компания оказывает услуги в электронной форме физическим лицам в Беларуси, то этой российской компании необходимо встать на налоговый учет в налоговых органах Беларуси, представлять налоговую отчетность и уплачивать НДС по ставке 20%.


Подробнее с особенностями взимания НДС с услуг в электронной форме, оказываемых нерезидентами физическим лицам в Беларуси, можно ознакомиться в нашей брошюре здесь или заказать ее пдф-версию, направив нам запрос.


Чем B1 Belarus может помочь?


►   Консультации по налоговому законодательству Беларуси и иностранных государств, в том числе стран ЕАЭС

►   Рекомендации по построению эффективных с точки зрения НДС цепочек поставок услуг, оценка необходимости налоговой регистрации в Беларуси или других странах

►   Содействие иностранным компаниям в постановке на учет в белорусских налоговых органах, подготовке и подаче деклараций по НДС


Авторы:

  • Светлана Грицук
    Партнер
    Руководитель налоговой и юридической практики
  • Андрей Кулагин
    Старший менеджер, услуги международного налогообложения и права
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять