Может ли белорусский дистрибьютор быть признан постоянным представительством иностранной компании?

16 ноября 2023 г.

Крупные иностранные производители для распространения и продвижения своей продукции в Беларуси часто используют локальных дистрибьюторов. Это могут быть как независимые партнеры, так и дочерние компании.


В цепочке продаж дистрибьюторы выполняют роль посредника между производителями и покупателями товаров. Перечень выполняемых дистрибьютором функций может зависеть от сегмента рынка и объема продаж. Чаще всего это закупка товаров для последующей перепродажи дилерам или ритейлу, импорт и таможенное оформление, организация хранения на складах и поддержание необходимых запасов, распространение через выстроенные каналы продаж, организация гарантийного обслуживания для покупателей, продвижение посредством маркетинговых кампаний и т.д.


Такая деятельность дистрибьюторов обычно не приводит к возникновению постоянного представительства, поскольку подразумевается, что они являются самостоятельными участниками коммерческих отношений, не связаны агентскими обязательствам с иностранными производителями, действуют от своего имени при продаже товаров, а риск за результаты их предпринимательской деятельности лежит прежде всего на них самих. Тем не менее есть ситуации, когда действия локального дистрибьютора и его работников могут образовывать постоянное представительство иностранной компании-производителя.


Что такое постоянное представительство


Постоянное представительство (от англ. permanent establishment) – это одно из ключевых понятий в международном налогообложении. Оно представляет собой характеристику присутствия иностранной компании в стране, резидентом которой она не является, но откуда извлекает доходы, и используется для определения соответствующих налоговых обязательств у иностранной компании в этой стране (в частности, по налогу на прибыль).


В Беларуси постоянное представительство может возникать при наличии у иностранной компании постоянного места деятельности (офис, отделение, склад и т.д.), через которое на регулярной основе ведется коммерческая деятельность на территории Беларуси. Еще одним случаем возникновения постоянного представительства является наличие в Беларуси зависимого агента, т.е. лица, которое осуществляет деятельность от имени иностранной компании или в ее интересах или имеющие и использующие ее полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий.


В случае ведения деятельности подготовительного или вспомогательного характера (хранение и демонстрация товаров, сбор и распространение информации и т.д.) постоянное представительство не возникает. Четкие критерии для отнесения той или иной деятельности к подготовительной или вспомогательной в белорусском законодательстве отсутствуют, что часто создает практические трудности при определении ее допустимых пределов.


А что на практике?


В последнее время в публичном доступе появляется все больше судебных дел, касающихся постоянного представительства. Это косвенно говорит об интересе к этой теме со стороны контролирующих органов и увеличении количества подобных проверок.


Например, согласно материалам судебного дела № 155ЭАП2199, рассмотренного Верховным Судом Республики Беларусь в кассационной инстанции, эстонская компания была признана осуществляющей деятельность через постоянное представительство на территории Беларуси.

Выводы контролирующих органов о наличии постоянного представительства были основаны на том, что трое физических лиц – граждан Беларуси совершали от имени эстонской компании действия, непосредственно связанные с продажей белорусским покупателям товаров – комплексных пищевых добавок и оборудования.


Эти физические лица от имени эстонской компании (а не от имени белорусских компаний, работниками которых они являлись) предлагали покупателям в Беларуси заключить договоры поставки, получали от них заявки на поставку товаров, обсуждали и согласовывали с ними существенные условия договоров поставки (наименование и количество, цена товаров), порядок и сроки доставки товаров, расходы на доставку, а также контролировали своевременность оплаты товаров, отгрузку и перевозку товаров к покупателям.


При этом отсутствовали какие-либо подтверждения того, что штатные работники эстонской компании участвовали в переговорах с белорусскими покупателями, занимались регистрацией компании для участия в торгах на электронных площадках, участвовали в таможенном оформлении и контроле за поставкой товаров в Беларусь.


В качестве доказательств использовались показания самих физических лиц и представителей покупателей в Беларуси, электронная переписка, в том числе в мессенджерах, данные на изъятых носителях информации, а также ряд фактов и обстоятельств. Например, при поставках товаров в Беларусь использовались декларации о соответствии ЕАС и свидетельства о государственной регистрации, заявителем и получателем по которым были белорусские компании, где официально были трудоустроены эти физические лица. Эти же белорусские компании разрабатывали и утверждали рецептуры, которые основывались на использовании в производстве пищевой продукции товаров эстонской компании и которые впоследствии предоставлялись покупателям в Беларуси.


Таким образом, по итогам внеплановой проверки контролирующие органы пришли к выводу, что эстонская компания осуществляет предпринимательскую деятельность в Беларуси через постоянное представительство. Это повлекло за собой доначисление эстонской компании к уплате налога на прибыль и пени на общую сумму 1 615 тысяч белорусских рублей. Суды всех инстанций, включая Верховный Суд Республики Беларусь, поддержали решение контролирующих органов о доначислении налога на прибыль и пени.


Вместо вывода


На сегодняшний день риск признания постоянного представительства в Беларуси для иностранных компаний является вполне реальным, а не теоретическим. Создавать такой риск могут в том числе белорусские юридические и физические лица, фактически ведущие на территории Беларуси коммерческую деятельность по продаже товаров от имени иностранной компании.


Если товары иностранной компании реализуются на рынке через локального дистрибьютора, то для минимизации риска постоянного представительства необходимо правильно очертить круг выполняемых им функций и принимаемых на себя рисков. В коммерческих отношениях с белорусскими покупателями локальный дистрибьютор и его работники не могут действовать от имени иностранной компании (юридически или фактически), не создавая при этом рисков постоянного представительства.


Как компания B1 Belarus может помочь?


►  Диагностика деятельности или отдельных операций на наличие риска постоянного представительства

►  Разработка рекомендаций и индивидуальной риск-стратегии для снижения вероятности реализации риска постоянного представительства и минимизации негативных налоговых последствий в случае его реализации

►  Консультации по вопросам постоянного представительства или иным вопросам в области международного налогообложения


Авторы:

  • Светлана Грицук
    Партнер,
    руководитель департамента «Налоги, право и сопровождение бизнеса»
  • Андрей Кулагин
    Старший менеджер, услуги международного налогообложения и права
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять