3.1 Перенос срока начала истребования документации по ТЦО на 1 августа
Проектом НК-2023 установлено, что налоговый орган будет вправе истребовать у плательщиков документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены (далее – «Документация по ТЦО») при проведении проверок
не ранее 1 августа года, следующего за календарным годом, в котором совершены анализируемые сделки. В настоящее время данный срок установлен не ранее 1 июня.
Иными словами, у крупных плательщиков по внешнеторговым сделкам и плательщиков, совершающих внешнеторговые сделки со стратегическими товарами, подпадающие под контроль ТЦО, с 2023 года будет на 1 месяц дольше времени на подготовку обязательной документации: по сделкам, совершенным в 2023 г., налоговый орган сможет запросить Документацию по ТЦО не ранее 1 августа 2024.
Также, как и с использованием данных отчетности белорусских организаций/организаций стран ЕАЭС, остается неясным вопрос, будет ли этот срок распространяться на составление Документации по ТЦО в 2023 году в отношении сделок, совершенных до 2023 года, или же новый срок будет относиться к сделкам, совершенным начиная с 2023 года.
3.2 Расширение перечня информации, отражаемой в отчетности по ТЦО
Как известно, начиная с 2019 г. документация по ТЦО / экономическое обоснование примененных цен (далее – «Отчетность по ТЦО») представляются по формам, установленным Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 №2, по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок) и должны содержать, среди прочего, описание предмета анализируемой сделки.
Планируется, что для сделок, предметом которых являются кредиты (займы), ценные бумаги, валютно-обменные операции, драгоценные металлы, с 1 января 2023 г. в Отчетности по ТЦО, помимо прочего, необходимо будет дополнительно указывать следующие сведения:
►
Для кредитов (займов): сумму кредита (займа), валюту кредита (займа), дату погашения кредита (займа), размер процентной ставки по кредиту (займу), сроки выплаты процентов по кредиту (займу), вид процентной ставки (фиксированная или плавающая) по кредиту (займу), порядок погашения кредита (займа), кредитный рейтинг кредитополучателя (заемщика) (при наличии), наименование рейтингового агентства (иностранного (международного) рейтингового агентства), присвоившего кредитополучателю (заемщику) кредитный рейтинг (при наличии), дату присвоения кредитного рейтинга (при наличии), способ обеспечения исполнения обязательств (при наличии);
►
Для ценных бумаг: вид, категорию, тип ценной бумаги, цену одной ценной бумаги, количество ценных бумаг, общую стоимость ценных бумаг, процент (доход) по ценной бумаге, кредитный рейтинг (при наличии), наименование рейтингового агентства (иностранного (международного) рейтингового агентства), присвоившего кредитный рейтинг по ценным бумагам (при наличии), дату присвоения кредитного рейтинга по ценным бумагам (при наличии);
►
Для валютно-обменных операций: дату совершения (заключения) сделки, вид покупаемой, продаваемой (конвертируемой) иностранной валюты, валюта платежа, курс покупки, продажи (конверсии), количество покупаемой, продаваемой (конвертируемой) валюты, сумму белорусских рублей (иностранной валюты), направляемых на покупку (полученных за продажу) иностранной валюты;
►
Для драгоценных металлов: наименование и вид драгоценного металла (наименование, вид и проба слитка, монеты), массу в лигатуре, массу в чистоте, количество штук, цену драгоценного металла, общую массу в лигатуре, общую стоимость драгоценного металла, вид вклада (депозита) драгоценных металлов, размер процентов, порядок и условия выплаты процентов по вкладу (депозиту) драгоценных металлов.
Также планируется, что в Отчетности по ТЦО необходимо будет указывать сведения о
средней численности работников[1]. В настоящее время в Отчетности подлежат отражению сведения о среднесписочной численности работников за календарный год. Таким образом, для показателя средней численности работников необходимо будет помимо среднесписочной численности работников учитывать также среднюю численность внешних совместителей и граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам.
Таким образом, стоит ожидать, что в формы Отчетности по ТЦО также будут внесены соответствующие изменения вскоре после вступления в силу планируемых изменений.
[1] Средняя численность работников включает среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность граждан, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в соответствии с Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20 января 2020 г. № 1 «Об утверждении указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду»).