В Беларуси разработана и введена система регулирования цен

21 октября 2022 г.

В соответствии с Директивой от 6 октября 2022 года № 10 «О недопустимости роста цен» Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 19 октября 2022 года № 713 «О системе регулирования цен» («Постановление № 713»).


1. Сфера регулирования Постановления № 713


Постановлением № 713 вводится регулирование цен на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутренний рынок Республики Беларусь, указанные в перечне согласно приложению 1 к указанному постановлению («Потребительские товары»). Данный перечень содержит достаточно широкий круг товаров, в том числе ряд строительных материалов, ряд электротоваров, ряд макаронных и кондитерских изделий, ряд автомобильных запчастей и иные.


При этом Постановлением № 713 устанавливается закрытый перечень определенных видов отношений, на которые его требования не распространяются. Это отношения, связанные с реализацией:

  • товаров юридическим лицам, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, для их последующей реализации в таких магазинах, а также с реализацией этих товаров в магазинах беспошлинной торговли
  • товаров, используемых в процессе производства, за исключением некоторых товаров
  • продукции общественного питания
  • продукции военного назначения, в том числе реализуемой по государственному оборонному заказу, а также на отношения по производству указанной продукции
  • товаров, бывших в употреблении.

2. Правила установления и повышения цен для производителей


Согласно Постановлению № 713 производители обязаны согласовывать повышение отпускных цен на Потребительские товары (устанавливать цены на новые товары), в установленном законодательством порядке.


Согласование отпускных цен осуществляется в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления документов, а для Потребительских товаров со сроком хранения 30 дней и

менее – не более пяти рабочих дней.


Постановление № 713 предусматривает такие основания для отказа в согласовании, как:

  • непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных законодательством
  • наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования
  • недостаточное экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на Потребительский товар.

При этом МАРТ предоставляется право вносить соответствующим государственным органам обязательное для выполнения предписание о признании утратившими силу решений о согласовании отпускных цен в случае невыполнения установленного параметра по индексу потребительских цен.


Такие государственные органы одновременно с признанием утратившим силу решения, принимают и направляют производителю обязательное к выполнению решение об отмене повышенной отпускной цены и необходимости приведения на дату получения этого решения повышенной отпускной цены в соответствие с уровнем, действовавшим до её повышения.

Кроме того, установлены случаи, когда согласование отпускных цен производителями не требуется, например, в случае поставки Потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или изменения условий поставки Потребительских товаров при установлении цен не выше цен, применяемых на дату вступления в силу Постановления № 713, в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках.

Закрепляется, что требование о согласовании повышения отпускных цен на Потребительские товары (установление отпускных цен на новые товары) не распространяется на установление (формирование) и (или) применение отпускных цен на Потребительские товары, цены на которые регулируются в соответствии с законодательством государственными органами (организациями) путём установления фиксированных, предельных максимальных цен, декларирования цен.


3. Правила установления цен импортерами


Постановление № 713 закрепляет, что отпускные цены на Потребительские товары иностранного производства, предназначенные для дальнейшей продажи на территории Республики Беларусь, устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - импортёрами («Импортёры»).

Отпускные цены на Потребительские товары формируются Импортёрами с применением предельной максимальной надбавки импортёра исходя из:

  • контрактных цен
  • таможенных платежей
  • транспортных расходов
  • иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров
  • расходов по обязательному страхованию.

При этом контрактные цены на импортируемые товары должны быть обоснованы. При обосновании контрактной цены должны использоваться результаты изучения конъюнктуры рынка с указанием критериев выбора товара, коммерческие и (или) финансовые условия поставки товаров. Обоснование контрактной цены является неотъемлемой частью экономических расчётов.


4. Особенности применения надбавок


Согласно Постановлению № 713, предельные максимальные надбавки импортёров, предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учётом оптовой надбавки) на Потребительские товары применяются в значениях, установленных в приложении 1 к указанному постановлению.


Также устанавливается, что при приобретении товаров, по отпускным ценам, сформированным без учёта расходов по доставке, субъекты торговли имеют право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен.


Постановление № 713 закрепляет, что субъекты торговли реализуют потребительские непродовольственные товары, переданные им по договорам комиссии, по розничным ценам, сформированным производителем (Импортёром) исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1 к указанному постановлению.


5. Запрет установления вознаграждений при поставке Потребительских товаров, произведённых в Республике Беларусь


При поставке Потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, в организации розничной торговли, субъектам торговли и производителям запрещается установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика товаров определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением комиссионного вознаграждения при реализации непродовольственных товаров в порядке, определенном Постановлением № 713.


Договоры, предусматривающие поставку товаров, произведенных в Республике Беларусь, иные гражданско-правовые договоры, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, заключенные до вступления в силу Постановления № 713, подлежат приведению в соответствие с указанными выше требованиями, в течение 10 дней со дня вступления в силу данного постановления.


6. Требование о приведении в соответствие цен на остатки Потребительских товаров


В соответствии с Постановлением № 713, цены на остатки Потребительских товаров должны быть приведены в течение пяти рабочих дней в соответствие с указанным постановлением:

  • субъектами торговли – путем применения к цене приобретения потребительского товара оптовых надбавок, торговых надбавок (без учета оптовой надбавки), не превышающих указанных в приложении 1 к Постановлению №713
  • Импортерами – путем применения надбавок импортера, не превышающих указанных в приложении 1 к Постановлению № 713.

При этом, не допускаются:

  • увеличение надбавок импортера, оптовых надбавок, торговых надбавок, применяемых на дату вступления в силу Постановления № 713 на уровне ниже, указанного в приложении 1, до полной реализации остатков Потребительских товаров, цены Импортера и оптовые (розничные) цены на которые сформированы с применением таких надбавок
  • нарушение установленного режима работы торгового объекта.

Установлено, что дооценка субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, остатков Потребительских товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров не производится.


7. Дополнительные требования к сведениям в ТТН и ТН

Постановление № 713 предусматривает, что в товарно-транспортной накладной и товарной накладной должны указываться сведения, связанные с установлением цен на Потребительские товары:

  • отпускная цена, вид скидки (с отпускной цены, оптовая)
  • оптовая надбавка
  • иная информация о структуре цены в соответствии с порядком заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, определенным Министерством финансов.

При этом, неуказание или указание недостоверных сведений, названных выше, при составлении (оформлении) товарных, товарно-транспортных накладных влечет наложение штрафа на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в размере до 10 процентов суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.


8. Особенности государственного контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании


Постановлением № 713 областные (Минский городской), городские, районные исполкомы, местные администрации наделены правом на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании в следующих формах:

  • выборочные проверки
  • внеплановые проверки (в том числе внеплановые тематические оперативные проверки)
  • меры профилактического и предупредительного характера.

При этом, соответствующие должностные лица областных (Минского городского), городских, районных исполкомов, администраций районов в городах вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 13.2 КоАП («Нарушение установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов)»).


9. Последствия нарушения законодательства о ценах и ценообразовании, предусмотренные Постановлением № 713


Комитет государственного контроля, председатели комитетов государственного контроля по областям вправе приостанавливать деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или принадлежащих им объектов, в том числе торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов, в случае выявления нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции Комитета государственного контроля.

За нарушение законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании МАРТ, облисполком и Минский горисполком уполномочены приостанавливать деятельность торговых объектов, объектов общественного питания, интернет магазинов.


10. Нормативные правовые акты, которые утрачивают силу


Обращаем внимание, что с даты вступления в силу Постановления № 713 утрачивают силу следующие постановления:

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 214 «О регулировании цен»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2022 г. № 350 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 214»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 669 «О временных мерах по стабилизации цен»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 693 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 669».

Постановление № 713, за исключением отдельных положений, вступает в силу 19 октября 2022 года. Все описанные в настоящей статье нормы вступают в силу в указанную дату.

Авторы:
  • Дмитрий Зикрацкий
    Руководитель отдела юридических услуг
  • Юлия Лопан
    Ведущий специалист
    Юридические услуги
  • Анна Жердецкая
    Специалист
    Юридические услуги
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять