Беларусь: краткий обзор изменений в законодательстве в августе-сентябре 2022 года

13 октября 2022 г.
Tax Messenger
Предоставлена возможность реструктуризации таможенной задолженности
Указом от 1 августа 2022 года № 264 «О реструктуризации таможенной задолженности» («Указ № 264») предусмотрена возможность поэтапного погашения таможенной задолженности («Реструктуризация») на основании решения о реструктуризации таможенной задолженности.

Согласно Указу № 264 обратиться с заявлением о Реструктуризации вправе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, имеющие таможенную задолженность и отвечающие одному из следующих требований:
  • юридическое лицо осуществляет деятельность, соответствующую приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций
  • юридическое лицо является производителем товаров, определенных Советом Министров (перечень таких товаров утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2022 года № 596).
Заявление с приложением необходимых документов подается в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Решение о Реструктуризации может быть принято на срок до одного года.
Решение о Реструктуризации либо об отказе в Реструктуризации принимается в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления о Реструктуризации.
В решении о Реструктуризации указываются, в том числе сведения о датах начала и окончания срока Реструктуризации, датах начала и окончания срока погашения каждого этапа реструктуризированной таможенной задолженности, о суммах таможенной задолженности, определенных для каждого этапа ее погашения.
В течение срока Реструктуризации, указанного в решении о Реструктуризации, взыскание задолженности не осуществляется и пени не начисляются, за исключением случая непогашения таможенной задолженности в сроки, указанные в решении.

Указ № 264 вступает в силу 4 октября 2022 года и действует до 31 декабря 2023 года.
Определены категории товаров, перевозка которых по ЕАЭС не требует помещения под таможенную процедуру транзита
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 августа 2022 года № 112 («Решение № 112») определены категории товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, которые для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза («ЕАЭС») не помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита.

Согласно Решению № 112 к таким товарам относятся:
  • товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС (продукты переработки, отходы, остатки) (за исключением товаров, которые являются подакцизными в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором эти товары помещены под таможенную процедуру реэкспорта)
  • многооборотная (возвратная) тара, предназначенная для упаковки и защиты товаров.
Решение № 112 вступает в силу 10 сентября 2022 года.
Внесены изменения в перечень юридических лиц, отчуждение долей в уставных фондах которых запрещено
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2022 года № 616 («Постановление № 616») внесены изменения в перечень юридических лиц Республики Беларусь, участникам (акционерам) которых, являющимся лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических или физических лиц, запрещается отчуждение принадлежащих им долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц («Перечень»).

Например, из данного перечня исключено Иностранное общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ Белоруссия».

Постановление № 616 также дополняет Перечень рядом юридических лиц Республики Беларусь и их конкретными участниками (акционерами).

Кроме того, Постановление № 616 устанавливает, что с сохранением блокировки акций осуществляются депозитарные операции, связанные с:
  • изменением наименования (фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) владельца акций, включенного в Перечень
  • зачислением акций на счет «депо» владельца
  • переводом акций на счет «депо» владельца, открытый в другом депозитарии.
Осуществление иных депозитарных операций не допускается.

Постановление № 616 вступает в силу 18 сентября 2022 года.

Внесены изменения в порядок регистрации валютных договоров
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 сентября 2022 года № 345 («Постановление № 345») в новой редакции изложена инструкция о регистрации резидентами валютных договоров, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 12 февраля 2021 года № 37 «О регистрации резидентами валютных договоров».

Среди основных изменений можно отметить следующие:

  • Уточнен порядок пересчета суммы обязательств по валютному договору для целей определения необходимости его регистрации.
Так, при определении необходимости регистрации валютного договора применяется действующий на дату заключения валютного договора размер базовой величины, а также официальный курс белорусского рубля, установленный Национальным банком по отношению к иностранной валюте на указанную дату.
Вместе с тем в случае внесения в ранее не подлежавший регистрации валютный договор изменений, при определении необходимости регистрации такого договора при пересчете суммы обязательств применяется действующий на дату внесения изменений размер базовой величины, а также официальный курс белорусского рубля, установленный Национальным банком по отношению к иностранной валюте на указанную дату.

  • Скорректирован перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации (при условии достижения предусмотренных пороговых значений суммы денежных обязательств).
Так, данный перечень дополнен следующей валютной операцией – перечисление (перевод) резидентом нерезиденту денежных средств, полученных от проведения операций, связанных с продажей цифровых знаков (токенов).

Также уточнено, например, основание, при котором подлежит регистрации валютный договор, по которому проводится валютная операция, предусматривающая исполнение резидентом обязательств перед нерезидентом, нерезидентом перед резидентом на основании договоров уступки права (требования), перевода долга.
Такой договор подлежит регистрации, если валютный договор, по которому уступлено право (требование), переведен долг, подлежал регистрации на веб-портале, а также в случае уступки права (требования), перевода долга резиденту по договорам, заключенным между нерезидентами.

  • Уточнен момент регистрации валютного договора.
Так, валютный договор подлежит регистрации резидентом до совершения как самим резидентом, так и по его поручению третьими лицами, действий, направленных на исполнение обязательств по валютному договору, либо не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке, если в указанный период резидентом либо по его поручению третьими лицами не совершаются действия, направленные на исполнение обязательств по валютному договору.

Постановление № 345 предусматривает также ряд других изменений и вступает в силу 1 октября 2023 года.
Предусмотрены альтернативные способы распоряжения ерооблигациями для их держателей
Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2022 года № 643/20 «О проведении отдельных операций с государственными ценными бумагами» («Постановление № 643/20») устанавливает альтернативные способы распоряжения государственными ценными бумагами, размещенными на внешних финансовых рынках в соответствии с указом от 15 марта 2017 года № 89-дсп «О привлечении внешних государственных займов» и указом от 23 ноября 2018 года № 458 «О привлечении внешних государственных займов» («Еврооблигации»).

В соответствии с Постановлением № 643/20 Министерство финансов осуществляет с согласия держателей Еврооблигаций:
  • замену долговых обязательств по Еврооблигациям на долговые обязательства по государственным ценным бумагам, размещенным на внутреннем финансовом рынке. При этом замена считается состоявшейся при условии аннулирования Еврооблигаций
  • досрочный выкуп Еврооблигаций по цене 30 процентов от номинальной стоимости Еврооблигаций в целях их последующего аннулирования. При этом, досрочный выкуп осуществляется на сумму, не превышающую объем Еврооблигаций, приходящихся к погашению до 2023 года включительно
  • исполнение обязательств по Еврооблигациям в белорусских рублях.
Устанавливается, что указанные процедуры будут осуществляться через республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг», являющееся агентом Министерства финансов.
Кроме того, согласно Постановлению № 643/20 Министерство финансов осуществляет эмиссию государственных облигаций, номинированных в долларах США.

Постановление № 643/20, среди прочего, определяет порядок действий держателей Еврооблигаций, которые согласны распорядиться ими указанными способами.

Постановление № 643/20 вступает в силу 29 сентября 2022 года.
Внесены изменения в порядок распоряжения государственным имуществом
Указ от 19 сентября 2022 года № 330 «О распоряжении имуществом» («Указ № 330») закрепляет ряд изменений в порядке распоряжения имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, а также утверждает Положение о порядке распоряжения государственным имуществом, Положение о порядке распоряжения неиспользуемым имуществом хозяйственных обществ и Положение о порядке продажи арендованного (переданного в безвозмездное пользование) имущества.

Одним из нововведений, предусмотренным Указом № 330, является перераспределение полномочий.

Так, ряд полномочий передан местным исполнительным комитетам. Устанавливается, что местные исполнительные комитеты уполномочены на принятие решений о распоряжении имуществом, расположенным на территории соответствующих районов (городов) и включенным в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь («Перечень»), в целях вовлечения его в хозяйственный оборот (ранее, в соответствии с Указом № 169 такими полномочиями обладали облисполкомы и Минский городской исполнительный комитет).

Кроме того, по решению государственных органов и организаций осуществляется отчуждение в том числе:
  • недвижимого имущества, за исключением предприятий и имущества, включенного в Перечень (ранее если стоимость имущества превышала 10 тыс. базовых величин, то распоряжение осуществлялось по решению Совета Министров Республики Беларусь)
При этом, если стоимость единицы недвижимого имущества превышает 10 тыс. базовых величин, его отчуждение осуществляется по согласованию с областными (Минским городским) исполнительными комитетами с учетом территориальной принадлежности недвижимого имущества
  • движимого имущества (ранее если стоимость имущества превышала 30 тыс. базовых величин, то распоряжение осуществлялось по решению Совета Министров Республики Беларусь).
Вопрос распоряжения государственным имуществом регулируется в частности указом от 10 мая 2019 года № 169 «О распоряжении государственным имуществом» («Указ № 169»), действие которого отменяется с даты вступления в силу Указа № 330.

Указ № 330, за исключением отдельных положений, вступает в силу 22 марта 2023 года.
Введен запрет на повышение цен на товары и услуги
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2022 года № 669 «О временных мерах по стабилизации цен» («Постановление № 669») установлен запрет на повышение цен (тарифов) на товары и услуги.

Согласно Постановлению № 669 юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающие услуги на территории Республики Беларусь, обязаны зафиксировать цены (тарифы) на уровне не выше применяемых на 5 октября 2022 года.

Также установлено, что повышение цен (тарифов) в результате отмены мероприятий, направленных на продвижение товаров (услуг) (акции, скидки, распродажи и другие), не допускается.

Постановлением № 669 закрепляется, что установление цен (тарифов) на товары (услуги), которые до 6 октября 2022 года не произведены (не ввозились, не реализовывались, не оказывались) в Республике Беларусь, а также повышение цен в случае экономической целесообразности допускается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими их производство (ввоз, оказание) и (или) реализацию на внутренний рынок только по согласованию с соответствующими государственными органами.

В случае нарушения требований, установленных Постановлением № 669, ряд государственных органов, в частности Министерство антимонопольного регулирования и торговли, наделены полномочием приостанавливать работу объектов, действие специальных разрешений (лицензий).

Постановление № 669 вступает в силу 6 октября 2022 года и действует до особого решения Совета Министров Республики Беларусь.
Издан Указ, которым вносятся изменения в налоговое законодательство
Указом от 24 августа 2022 года № 298 «О налогообложении» («Указ № 298») вносится ряд изменений в законодательство в сфере налогообложения. Среди основных изменений можно выделить следующие.

  • Урегулирован порядок налогообложения операций по безвозмездной передаче в государственную собственность до 1 января 2021 года результата выполненных реконструкции (модернизации), ремонта объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно Указу № 298, по таким операциям у заказчика, застройщика, дольщика не возникает объекта налогообложения НДС, а у государственной эксплуатационной организации не возникает внереализационного дохода.

 Для применения преференций налогоплательщикам необходимо представить не позднее 20 января 2023 года налоговые декларации с внесенными изменениями.

  • До 1 января 2024 года расширяются случаи применения отсрочки и рассрочки уплаты НДС, взимаемого таможенными органами
Так, отсрочка и рассрочка уплаты НДС, взимаемого таможенными органами, будут также предоставляться в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в том числе товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары.

  • До 1 января 2024 года устанавливается сокращенный срок зачета сумм превышения налоговых вычетов над общей суммой исчисленного НДС, а также возврата излишне уплаченных сумм НДС
Зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС будет производиться в течение 5 рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о зачете указанной разницы, а возврат излишне уплаченной суммы НДС – в течение 5 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком заявления о таком возврате.

  • До 1 января 2024 года устанавливается ставка рефинансирования Национального банка 0% годовых при исчислении процентов за отсрочку и рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин, НДС, взимаемого таможенными органами.
  • Вносятся изменения в коды и наименования транспортных средств для целей налогообложения в соответствии с новой единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.
  • Вносятся отдельные изменения в части порядка исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Указ № 298, за исключением отдельных положений, вступает в силу 27 августа 2022 года.

Уточнен порядок налогообложения НДС услуг по международным перевозкам
Указом от 24 августа 2022 года № 298 «О налогообложении» («Указ № 298») вносятся изменения, касающиеся налогообложения налогом на добавленную стоимость («НДС») услуг по международной перевозке грузов, выполненных несколькими перевозчиками.

Напомним, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 № 247 «О перемещении транспортных средств» установлен запрет на перемещение по территории Беларуси грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в государствах - членах Европейского союза («ЕС»).
В настоящее время белорусские перевозчики для совершения международных перевозок привлекают иностранных перевозчиков для доставки груза от установленного места за пределы Беларуси или до установленного места из-за пределов Беларуси.

В этой связи Указом № 298 закрепляется, что услуги по международной перевозке грузов, выполненные последовательно несколькими перевозчиками, оказанные в той части маршрутов, которая начинается и заканчивается на территории Беларуси, могут относиться к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0%.

При этом для применения ставки 0% должен соблюдаться ряд условий, среди которых:
  • нахождение места принятия (доставки) груза в ЕС либо прохождение его маршрута транзитом через ЕС
  • заявка заказчика, договор, заказ-поручение содержат указание маршрута международной перевозки груза и его соответствующей части по территории Беларуси
  • следование транспортных средств в специально установленные места для совершения грузовых операций и (или) их перецепки
  • услуга по международной перевозке груза в части перевозки груза по территории Беларуси оказана юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями Беларуси, имеющими право на выполнение международных автомобильных перевозок и попавшими под действие введенных ЕС ограничений
  • международная перевозка оформлена единой СMR-накладной.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в Письме от 7 сентября 2022 года № 2-1-10/05274 «О налоговой базе НДС по перевозке, выполненной последовательно несколькими перевозчиками по единой CMR-накладной» («Письмо») разъяснило порядок определения налоговой базы НДС при осуществлении таких международных перевозок.

Согласно Письму, если международная перевозка, выполняется белорусским перевозчиком, который несет ответственность за всю перевозку и из сути договора не вытекает, что помимо перевозки осуществляются транспортно-экспедиционные услуги, то определение налоговой базы по НДС (0%) производится как стоимость всей перевозки в целом, расчеты за которую осуществляются белорусским перевозчиком с заказчиком.

При этом в Письме отмечено, что по договору перевозки не должны оказываться услуги, относимые к транспортно-экспедиционной деятельности (например, связанные с подготовкой груза к перевозке, погрузкой груза, хранением, оказанием информационных услуг, связанных с перевозкой груза и другие).В противном случае налоговая база по НДС (0%) определяется как сумма, полученная в виде вознаграждения экспедитора, и не должна включать стоимость услуг, оказанных привлеченным иностранным перевозчиком.


Установлен порядок формирования и налогообложения фондов инновационного развития
Указом № 265 от 1 августа 2022 года «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» («Указ № 265») вносятся изменения в законодательство о субъектах инновационной инфраструктуры. Среди прочего, Указом № 265 закрепляется право научно-технологических парков на формирование фондов инновационного развития.
Согласно Указу № 265 научно-технологические парки и их резиденты производят отчисления в фонды инновационного развития в размере:
  • 3% от выручки, полученной за отчетный квартал, - для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения
  • 5 % от валовой прибыли, признаваемой объектом налогообложения налогом на прибыль за отчетный год, - для организаций, являющихся налогоплательщиками налога на прибыль.
Указанные отчисления производятся от выручки и валовой прибыли, полученных с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года.

Указом № 265 также закрепляется, что научно-технологические парки и их резиденты освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога при упрощенной системе налогообложения в размере суммы денежных средств, фактически перечисленной ими в отчетном (налоговом) периоде в формируемый фонд инновационного развития, но не более 50% от суммы исчисленного налога.

При этом денежные средства, образующиеся у научно-технологических парков для формирования фонда инновационного развития, а также средства, получаемые из фондов инновационного развития, не включаются в состав внереализационных доходов. В свою очередь суммы денежных средств, перечисленные в фонд инновационного развития, не включаются в затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении, а также во внереализационные расходы.
Указ № 265 вступает в силу 4 августа 2022 года.
Беларусь и Россия подписали Соглашение о создании интегрированной системы администрирования косвенных налогов
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерством финансов Российской Федерации 15 сентября 2022 года подписали Соглашение о проведении разработки и внедрении интегрированной системы администрирования косвенных налогов Республики Беларусь и Российской Федерации («Соглашение»).
В соответствии с Соглашением стороны осуществляют взаимодействие в целях разработки интегрированной системы администрирования косвенных налогов («ИСА КН»), ее внедрения и эксплуатации в Беларуси и России в порядке и сроки в соответствии с Техническим заданием - Дорожной картой на разработку и внедрение интегрированной системы администрирования косвенных налогов Беларуси и России.

Планируется, что ИСА КН будет внедрена в опытную эксплуатацию в ноябре 2022 года, в промышленную эксплуатацию - не позднее 31 января 2023 года.
Соглашение вступает в силу 15 сентября 2022 года.
Авторы:
Светлана Грицук
Ассоциированный партнер
Руководитель налоговой и юридической практики
Екатерина Сырникова
Старший менеджер
Услуги в области трансфертного ценообразования
Наталья Фоминова
Старший менеджер
Услуги в области бухгалтерского учета и отчетности
Андрей Кулагин
Менеджер
Налоговые и юридические услуги
Елена Говша
Менеджер
Налоговые услуги
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять