Беларусь: краткий обзор изменений в законодательстве в июне-июле 2022 года

19 августа 2022 г.
Tax Messenger
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в своем информационном письме от 30 июня 2022 года («Письмо») разъясняет, что до 31 декабря 2022 года установлен мораторий на применение контролирующими органами мер ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости.

Напомним, что обязанность применять электронные накладные установлена для субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров:
  • со средствами идентификации, нанесенными непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы защиты от подделки или знак защиты 
  • включенных в перечни товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 года № 250 «О реализации Указа от 29 декабря 2020 года № 496».

Ранее мораторий на применение мер ответственности за неиспользование электронных накладных, предусмотренных статьей 13.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, был установлен до 1 сентября 2022 года.

Согласно Письму, мораторий продлевается до 31 декабря 2022 года, что обосновывается необходимостью создания благоприятных условий для перехода субъектов хозяйствования на использование товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронного документа.

При этом в Письме обращается внимание, что в отношении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, после подключения контрагентов к системе электронного документооборота (но не позднее 31 декабря 2022 года) операции, совершенные с 1 декабря 2021 года, подлежат оформлению электронными накладными.
Министерство финансов Республики Беларусь в письме от 8 июня 2022 года № 15-2-19/70 «Об отдельных вопросах обязательного аудита отчетности организаций» («Письмо») разъяснило, как рассчитывается объем выручки при определении необходимости проведения обязательного аудита в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 56-З «Об аудиторской деятельности».

Напомним, что обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, среди прочего, ежегодно проводится организациями, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год превышает 500 000 базовых величин.

В Письме разъясняется, что для определения необходимости проведения обязательного аудита отчетности по критерию выручки организациям следует использовать выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), отраженную в бухгалтерском учете по счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг») на 31 декабря года, предшествующего году, отчетность за который подлежит обязательному аудиту, пересчитанную в базовые величины исходя из размера базовой величины, установленной на указанную дату.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2022 года № 436 «О перечне лиц» («Постановление № 436») определен перечень белорусских юридических лиц, участникам (акционерам) которых, являющимся лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, запрещается отчуждение принадлежащих им долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц.

Постановление № 436 принято в развитие Указа от 14 марта 2022 года № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики».

На сегодняшний день в Перечень включено 190 белорусских юридических лиц. При этом в отношении каждого такого юридического лица в Перечне указаны конкретные участники (акционеры), которым запрещается отчуждение принадлежащих им долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц.

В отношении акций Постановлением № 436 предусмотрена их блокировка на счетах «депо» их владельцев согласно Перечню на основании предписания Министерства финансов Республики Беларусь о наложении ограничений по распоряжению ценными бумагами. В случае внесения изменений в Перечень Министерство финансов Республики Беларусь будет выдавать:
  • предписание о наложении ограничений по распоряжению ценными бумагами для обеспечения блокировки акций на счетах «депо» новых владельцев, включенных в Перечень
  • предписание о снятии ограничений по распоряжению ценными бумагами для обеспечения разблокировки акций на счетах «депо» владельцев, исключенных из Перечня.

Постановление № 436 вступает в силу 6 июля 2022 года.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2022 года № 380 «О начислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2022 -2023 годах» («Постановление № 380») установлено, что организации вправе принять решение о неначислении амортизации на период с 1 июля по 31 декабря 2022 года и (или) с 1 января по 31 декабря 2023 года.

При этом организации вправе не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.

При этом нормативные сроки службы (сроки полезного использования) указанных объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось.

Постановление № 380 вступает в силу 1 июля 2022 года.
В развитие Указа от 28 октября 2021 года № 422 «О мерах по совершенствованию защиты персональных данных» издан Приказ Оперативно-аналитического центра от 1 июня 2022 года № 94 «О государственном информационном ресурсе «Реестр операторов персональных данных» («Приказ № 94»).

Приказом № 94 определяется, что государственный информационный ресурс «Реестр операторов персональных данных» («Реестр») будет содержать информацию об информационных ресурсах (системах), посредством которых осуществляется:
  • трансграничная передача специальных персональных данных, если на территории иностранного государства не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым-седьмым п. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных»
  • обработка биометрических и (или) генетических персональных данных
  • обработка персональных данных более 100 тысяч физических лиц
  • обработка персональных данных более 10 тысяч физических лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.

Приказ № 94 закрепляет перечень подлежащих внесению в Реестр сведений, среди которых, например:
  • наименование информационного ресурса (системы)
  • местонахождение систем хранения данных и серверного оборудования, на которых размещается информационный ресурс (система)
  • ФИО, контактный номер телефона, адрес электронной почты руководителя структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, назначенного оператором и (или) уполномоченным лицом
  • заявленные цели и правовые основания обработки персональных данных
  • срок хранения персональных данных
  • перечень иностранных государств, на территорию которых осуществляется трансграничная передача специальных персональных данных, если на их территории не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных.

В соответствии с Приказом № 94 оператор или уполномоченное лицо должны внести сведения в Реестр не позднее 15 января 2024 года, а в отношении информационного ресурсов (систем), созданных после 1 января 2024 года, - в течение десяти рабочих дней после ввода их в постоянную эксплуатацию.

При этом изменение сведений об информационном ресурсе (системе) или их исключение из Реестра должны будут осуществляться оператором или уполномоченным лицом в течение десяти рабочих дней после ввода в постоянную эксплуатацию информационного ресурса (системы) в измененном виде, после прекращения его (ее) эксплуатации или изменения иных сведений, внесенных в Реестр.

Приказом № 94 также устанавливается порядок предоставления сведений из Реестра.

Приказ № 94 вступает в силу 1 января 2024 года.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2022 года № 406 «О взаимодействии с патентным органом» («Постановление № 406») устанавливается возможность подачи (отзыва) заявок в патентный орган в электронной форме посредством автоматизированной информационной системы «Интернет-портал для электронной подачи заявок на объекты промышленной собственности».

Электронная форма подачи (отзыва) будет распространяться на следующие заявки:
  • на регистрацию обозначения в качестве товарного знака и знака обслуживания
  • на выдачу патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец и документов, прилагаемых к ним
  • на получение решений патентного органа по заявкам (уведомлений о принятых решениях).

Постановлением № 406 также вносятся изменения в ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, регулирующих вопросы, связанные с промышленной собственностью.

Постановление № 406 вступает в силу 30 июня 2022 года.
Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 9 июня 2022 года № 49 («Постановление № 49») внесены изменения в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 года № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования»:
  • дополнен классификатор административно-территориального деления стран мира
  • изложен в новой редакции классификатор особенностей внешнеэкономической сделки
  • изложен в новой редакции классификатор кодов дополнительной информации о документах.

Постановление № 49 вступает в силу 25 июля 2022 года.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2022 года № 441 «Об отсрочке или рассрочке уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость» («Постановление № 441») утвержден Перечень системообразующих или градообразующих предприятий (организаций), которым оказывается поддержка в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики («Перечень»).

Согласно Постановлению № 441 организациям, указанным в Перечне, предоставляется отсрочка уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Отсрочка предоставляется на срок не более 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом обеспечивать исполнение обязанности по уплате НДС не требуется.

В качестве заявления на предоставление отсрочки будет рассматриваться декларация на товары, в которой необходимо указать соответствующие сведения. Решением о предоставлении отсрочки уплаты НДС будет являться решение таможенного органа о выпуске товаров согласно декларации на товары.

Постановление № 441 вступает в силу 17 июля 2022 года и действует до 30 сентября 2022 года.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2022 № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» («Постановление № 465») установлены отдельные критерии отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являлись неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога.

Напомним, что при наличии таких хозяйственных операций контролирующее органы в соответствии со статьей 33 Налогового кодекса Республики Беларусь вправе по результатам проверки откорректировать сумму подлежащего уплате (зачету, возврату) налога. 

Согласно Постановлению № 465 особенностью таких хозяйственных операций является получение экономической выгоды в виде неуплаченных сумм налогов в результате совершения сделок, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В Постановлении № 465 закрепляется, что отнесение действий или событий к таким хозяйственным операциям должно осуществляться в каждом конкретном случае на основании собранных доказательств, фактических сведений об объектах налогообложения и обстоятельствах их совершения. При этом реальная суть хозяйственных операций и фактические обстоятельства их совершения имеют преимущество над их оформлением в первичных учетных и иных документах.

Также в Постановлении № 465 приводится открытый перечень оснований, которые могут повлиять на отнесение действий или событий к хозяйственным операциям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами. Это, например:
  • получение необоснованных вычетов по НДС
  • создание условий, формально удовлетворяющих требованиям законодательства, для продления предельного срока налоговых льгот
  • подмена трудовых отношений гражданско-правовыми
  • реализация основных средств, товарно-материальных ценностей по стоимости, значительно заниженной по отношению к рыночной стоимости, с дальнейшей их продажей покупателями по рыночной стоимости
  • намеренная регистрация нескольких юридических лиц, имеющих право на применение особых режимов налогообложения или налоговых льгот, или разделение деятельности.

В отношении намеренной регистрации нескольких лиц или разделения деятельности в Постановлении № 465 приводятся вопросы, которые будут изучаться контролирующими органами. Среди них – прямая или косвенная взаимозависимость субъектов хозяйствования, наличие у субъектов хозяйствования достаточных ресурсов для осуществления реальной предпринимательской деятельности, принятие управленческих решений и другие.

Постановление № 465 вступает в силу 20 июля 2022 года.
Законом Республики Беларусь от 18 июля 2022 № 197-З «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» («Закон № 197-З»), а именно статьей 4, приостановлено действие определенных положений Гражданского кодекса и Банковского кодекса Республики Беларусь в части права арендодателя определять в договоре размер арендной платы за пользование имуществом в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

Действие данных положений, а равно возможность арендодателя определять в договоре размер арендной платы за пользование имуществом в эквиваленте к иностранной валюте приостановлены до 1 января 2024 года.

Договоры аренды, заключенные до вступления в силу статьи 4 Закона № 197-З, должны быть приведены в соответствие с указанным требованием до 23 сентября 2022 года.

Статья 4 Закона № 197-З вступает в силу 23 сентября 2022 года.
Законом Республики Беларусь от 18 июля 2022 года № 195-З («Закон № 195-З») Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года изложен в новой редакции («Кодекс о земле»).

В новую редакцию Кодекса о земле был включен ряд положений действующих законодательных актов в данной области.

Вместе с тем предусмотрены и нововведения. Так, например, согласно новой редакции Кодекса о земле если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным договором, требуется земельный участок большего размера и размер дополнительного земельного участка не превышает 10 процентов размера основного земельного участка, внесение соответствующих изменений в инвестиционный договор осуществляется без:
  • корректировки градостроительного паспорта земельного участка
  • включения дополнительного земельного участка в перечень земельных участков для реализации инвестиционных проектов.

Закон № 195-З, за исключением отдельных положений, вступает в силу 1 января 2023 года.
Указом от 26 июля 2022 года № 258 («Указ № 258») Указ от 27 марта 2008 года № 178 «О порядке исполнения внешнеторговых договоров» изложен в новой редакции («Указ № 178»).

Как и ранее статистической декларацией является декларация, которая регистрируется в таможенных органах и представляется в виде электронного документа для целей статистического учета внешнеторговых операций в части отгрузок (поступлений) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых не производится, по одному и более фактам отгрузок (поступлений) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 3000 евро и более, за отчетный календарный месяц («Статдекларация»).

Без изменений осталось требование о представлении Статистической декларации экспортером (импортером) в отношении отгрузок (поступления) товаров в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего возмездную передачу товаров.

Вместе с тем новым является требование о представлении Статдекларации в отношении сделки между резидентом и нерезидентом, которая предусматривает:
  • подмену либо возврат товаров
  • передачу (принятие) товаров на срок один год и более по договору финансовой аренды (лизинга) либо хранения
  • передачу (принятие) товаров по консигнационному соглашению
  • передачу (принятие) товаров на переработку либо после переработки
  • передачу (принятие) товаров в качестве иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи, дара, вклада в уставный фонд.

Данное требование не распространяется на сделки, не связанные с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь.

Также, новой редакцией Указа № 178 прямо предусмотрено, что для целей статистического декларирования его действие не распространяется, в частности, на внешнеторговые операции, осуществляемые в части отгрузки (поступления) товаров:
  • в целях ремонта или технического обслуживания (в том числе безвозмездных (гарантийных), а также товаров, возвращаемых после ремонта или технического обслуживания (в том числе безвозмездных (гарантийных)
  • в целях их использования для безвозмездных (гарантийных) ремонта и (или) технического обслуживания, а также отгрузки (поступления) таких товаров, возвращаемых обратно
  • используемых в качестве средства перевозки (транспортировки), многооборотной (возвратной) тары (упаковки)
  • в счет залога либо по рекламациям.

Согласно Указу № 258 в отношении товаров, отгрузка (поступление) которых состоялась до вступления в силу данного указа, представление статистической декларации осуществляется в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поступления) таких товаров.

Указ № 258, за исключением отдельных положений, вступает в силу 1 сентября 2022 года.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2022 года № 487 («Постановление № 487») внесены изменения в Положение о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2008 года № 1269.

Так, Постановлением № 487 уточнено, что государственной регистрации не подлежат, в частности, изделия медицинского назначения и медицинская техника, ввезенные в Республику Беларусь или произведенные (изготовленные) в Республике Беларусь, в том числе по заказам и технической и (или) иной документации иностранных юридических лиц, регламентирующей производство и контроль качества изделий медицинского назначения и медицинской техники, и предназначенные для реализации за пределами Республики Беларусь.

Также Постановлением № 487 установлено, что по результатам осуществления государственной регистрации (перерегистрации) изделия медицинского назначения и медицинской техники выдается бессрочное регистрационное удостоверение.

Постановление № 487 вступает в силу 28 июля 2022 года.
Законом от 28 июня 2022 года № 177-З («Закон №177-З») внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 года № 345-З «Об ипотеке» («Закон об ипотеке»).

В Закон об ипотеке был включен ряд положений действующих законодательных актов в данной области.

Вместе с тем Законом №177-З также предусмотрены и нововведения, среди которых можно выделить следующие:

  • установлены особенности ипотеки капитальных строений, в которых расположены изолированные помещения, машино-места

Так, при передаче в ипотеку капитального строения, в котором все изолированные помещения, машино-места принадлежат одному собственнику (находятся в совместной собственности), эти изолированные помещения, машино-места считаются находящимися в ипотеке.

В случае нахождения в ипотеке изолированного помещения, машино-места, расположенных в капитальном строении, в котором все изолированные помещения, машино-места принадлежат одному собственнику (находятся в совместной собственности), передача в ипотеку такого капитального строения не допускается.

  • определены правовые последствия изменения характеристик имущества, которое поступит залогодателю в будущем и которое на момент заключения договора об ипотеке не считается созданным

Согласно изменениям, предусмотренным Законом №177-З, в случае изменения характеристик имущества, которое поступит залогодателю в будущем и которое на момент заключения договора об ипотеке не считается созданным в соответствии с законодательством, предусмотренных предпроектной (предынвестиционной) или проектной документацией, предметом ипотеки является имущество с измененными характеристиками, независимо от того, были ли внесены соответствующие изменения в договор об ипотеке, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.

Кроме того, устанавливается обязанность залогодателя в течение десяти рабочих дней в письменной форме уведомить залогодержателя об изменении характеристик имущества, которое поступит залогодателю в будущем и которое на момент заключения договора об ипотеке не считается созданным в соответствии с законодательством, предусмотренных предпроектной (предынвестиционной) или проектной документацией, а также по требованию залогодержателя внести соответствующие изменения в договор об ипотеке.

Закон №177-З, за исключением отдельных положений, вступает в силу 2 октября 2022 года. 
Авторы:
Светлана Грицук
Ассоциированный партнер
Руководитель налоговой и юридической практики
Екатерина Сырникова
Старший менеджер
Услуги в области трансфертного ценообразования
Наталья Фоминова
Старший менеджер
Услуги в области бухгалтерского учета и отчетности
Андрей Кулагин
Менеджер
Налоговые и юридические услуги
Елена Говша
Менеджер
Налоговые услуги
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять