На национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь pravo.by размещен проект Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – «Проект Закона»), который предусматривает изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – «НК РБ») с 1 января 2023 года.
Помимо ежегодных изменений, которые касаются индексации установленных в белорусских рублях ставок налогов, налоговых вычетов Проект Закона содержит и другие, на наш взгляд, важные изменения.
Общие положения
С 2023 года в НК РБ планируется закрепить обязанность для вновь зарегистрированных организаций предоставлять в налоговый орган положение об учетной политике на текущий налоговый период не позднее 20 рабочих дней со дня их государственной регистрации.
Помимо этого, Проектом Закона ограничивается срок проведения камеральной проверки организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – «ИП») 5 календарными годами, предшествующими году, в котором проводится камеральная проверка, и истекшим периодом текущего календарного года. Вместе с тем, в случае представления налоговой декларации по налогу на прибыль с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией, или налоговой декларации по НДС с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией по НДС, за период, превышающий указанный 5-летний период, камеральная проверка проводится за период, за который представлена налоговая декларация с изменениями и (или) дополнениями.
Налог на прибыль
Одним из важных, на наш взгляд, планируемых изменений является увеличение стандартной ставки налога на прибыль с 18% до 20%. Одновременно с этим, исключается право местных Советов депутатов увеличивать ставку налога на прибыль.
Планируется продлить до 1 января 2025 года применение повышенной ставки налога на прибыль в размере 30% для:
В НК РБ закрепляется новое положение, согласно которому сдача в аренду (предоставление в финансовую аренду (лизинг)) имущества будет признаваться услугой для целей налога на прибыль, а доходы от такой сдачи будут включаться в составе выручки, а не во внереализационный доход.
Также расширяется состав затрат, учитываемых при налогообложении. С 2023 года планируется дополнить его следующими расходами организаций:
Стоит отметить, что на текущий момент, такие премии, бонусы, вознаграждения учитываются в составе внереализационных расходов.
Помимо этого, планируется внести изменения и в состав внереализационных расходов. Проектом Закона закрепляется возможность учесть в их состав расходы на проведения идеологической работы. Вместе с тем, планируется ввести ограничения по включению дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, невозможной для взыскания или при ликвидации юридического лица в состав внереализационных расходов. А именно, планируется закрепить положение, согласно которому, дебиторская задолженность не может быть включена в состав внереализационных расходов:
В НК РБ планируется закрепить новый порядок учета курсовых разниц. Согласно Проекту Закона курсовые разницы, списанные согласно законодательству о бухгалтерском учете и отчетности в состав доходов и(или) расходов по финансовой деятельности, могут быть включены в состав внереализационных доходов и расходов. Эти положения не распространяются на курсовые разницы, которые возникли у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженной в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи, а также на курсовые разницы, списываемые в бухгалтерском учете в состав расходов и доходов по финансовой деятельности и возникшие в 2020 году.
Вместе с тем, планируется исключить из НК РБ положения, которые ограничивают включение в налоговую базу по налогу на прибыль курсовых разниц, которые возникли в связи с осуществлением затрат и получением доходов, неучитываемых/необлагаемых при налогообложении. А также исключить право выбирать период включения курсовых разниц в налоговую базу по налогу на прибыль (ежеквартально или в последнем квартале налогового периода).
Еще одним немаловажным планируемым изменением является уменьшение периода переноса убытков. А именно, убыток, полученный за 2022 год и последующие годы может быть перенесен на прибыль текущего налогового периода в течение 5 лет, непосредственно следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
НДС
На сегодняшний день при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается, по общему правилу, на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и ИП, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. С 2023 года планируется расширить данное положение, закрепив такую обязанность и при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных ИП, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь в качестве ИП.
Проектом Закона планируется закрепить новый порядок определения налоговой базы по НДС для некоторых операций. В частности, налоговая база по НДС будет определяться исходя из:
1. Цены приобретения – при реализации по ценам ниже цены приобретения товаров, приобретенных на стороне, с даты приобретения которых прошло менее 12 месяцев, если приобретенные товары при их реализации остались в неизменном состоянии. Данное положение не будет применяться, если состояние товаров изменилось вследствие естественного износа, естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), и (или) хранения, и (или) реализации; если ухудшились все или отдельные качества (свойства) товара вследствие порчи товара; и других случаях, предусмотренных Проектом Закона.
2. Контрактной стоимости предмета лизинга – при реализации по цене ниже контрактной стоимости предмета лизинга транспортного средства, приобретенного (ввезенного) ранее лизингополучателем в рамках договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего выкуп предмета лизинга, за исключением следующего случая.
При реализации транспортного средства, приобретенного (ввезенного) ранее лизингополучателем в рамках договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего выкуп предмета лизинга, по цене ниже контрактной стоимости предмета лизинга, определение налоговой базы будет производиться исходя из:
3. Из остаточной стоимости – при реализации по цене ниже остаточной стоимости основного средства, приобретенного (ввезенного) менее чем 5 лет назад и являющегося транспортным средством, зарегистрированным (подлежащим регистрации) в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, за исключением следующих случаев.
При реализации приобретенного (ввезенного) менее чем 5 лет назад основного средства, являющегося транспортным средством, по остаточной стоимости (по ценам ниже остаточной стоимости) определение налоговой базы будет производиться исходя из:
Если основные средства, являющиеся транспортным средством, были переведены в долгосрочные активы, то принимается остаточная стоимость на момент перевода в долгосрочные активы.
Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
С 2023 года планируется увеличить ставку налога, применяемую к дивидендам и приравненным к ним доходов, с 12% до 15%.
Подоходный налог
Проектом Закона предусмотрено продление применения ставки подоходного налога в размере 13% по доходам физических лиц, полученных в течение календарного года по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий.
Планируется дополнить норму, которая определяет виды доходов, не признаваемые объектом для подоходного налога, а именно доходы в размере стоимости бутилированной питьевой или минеральной воды, безалкогольных напитков, продуктов питания, одноразовой посуды, предметов личной гигиены, приобретенных налоговыми агентами для общего пользования.
Также, поскольку НК РБ содержит особый порядок налогообложения доходов, полученных физическими лицами в связи с их юбилейными датами либо юбилеем организации, планируется ввести определения данным понятиям. Таким образом, планируется закрепить, что:
Земельный налог
Планируется, что с 2023 года налоговая декларация по земельному налогу за истекший налоговый период будет представляться организациями в налоговые органы не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налоговая декларация за 2023 год должна будет быть предоставлена в налоговые органы не позднее 20 февраля 2024 года.
Также Проектом Закона предусмотрено, что налоговые органы не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодам, будут направлять на портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь налоговую декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, начиная с налогового периода 2023 года, предварительно заполненную на основании имеющихся в налоговом органе сведений о земельных участках за истекший налоговый период. Предварительно заполненная налоговая декларация не будет направляться некоторым категориям плательщиков, перечень которых предусмотрен Проектом Закона, например, организациям, находящимся в процессе ликвидации, организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации, и другим.
Организации, получившие от налогового органа предварительно заполненную налоговую декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения и направляют в налоговый орган по месту постановки на учет подписанную электронной цифровой подписью налоговую декларацию.
Помимо этого, закрепляется новый порядок уплаты земельного налога. По общему правилу, уплата земельного налога организациями будет производиться авансовыми платежами в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период, по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа, 22 ноября 2023 г.
Пока сложно сказать, будут ли все изменения приняты и будет ли НК РБ 2023 сильно отличаться от текущего Проекта, поэтому продолжаем следить за дальнейшей судьбой данного Проекта.
Авторы: