Налоги 2024 – коротко о важном

13 октября 2023 г.

На Национальном правовом Интернет-портале опубликован проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – «Проект»). Если Проект будет принят в предлагаемом варианте, то в 2024 году нас ждет много важных налоговых изменений, касающихся ставок, льгот, налоговой базы, прав и обязанностей налогоплательщиков и т.д. О наиболее интересных изменениях – ниже в нашем обзоре

.

1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ


Учетная политика организаций

Планируется ввести обязанность для организаций представлять в налоговые органы не только само положение об учетной политике, но и вносимые в него изменения или дополнения, если таковые будут иметь место. Срок для представления – в течение 30 дней после утверждения руководителем организации вносимых изменений или дополнений (п. 6 ст. 1 Проекта).


Банковские счета физических лиц за рубежом


Для физических лиц будет введена обязанность сообщать в течение 10 рабочих дней в налоговые органы об открытии и закрытии банковских счетов за рубежом (п. 6 ст. 1 Проекта). Сегодня только для организаций предусмотрена обязанность сообщать о своих зарубежных счетах. При этом организации, имеющие зарубежные счета, также должны ежегодно предоставлять в налоговые органы информацию о движении денежных средств по ним.


Валютные договоры физических лиц


Планируется, что Национальный банк будет обязан передавать налоговым органам сведения о регистрации физическими лицами валютных договоров с нерезидентами, а также об исполнении такими лицами обязательств по зарегистрированным валютным договорам (п. 37 ст. 1 Проекта).


Напомним, что физические лица обязаны регистрировать на веб-портале Национального банка валютные договоры с нерезидентами и сообщать о его исполнении, если сумма денежных обязательств по такому договору не определена либо составляет более 2 тыс. базовых величин (на текущий момент 74 тыс. рублей). Это касается отдельных видов сделок, например, приобретения физическим лицом недвижимости за рубежом или ценных бумаг, получения кредитов и займов и др. При регистрации валютного договора с нерезидентом указывается информация о предмете договора, контрагенте, сроках исполнения и суммах денежного обязательств и др.


Информация об абонентах сотовой связи


Операторы сотовой связи будут обязаны предоставлять в Министерство по налогам и сборам полную версию базы данных об абонентах 2 раза в год и удаленный доступ к базе данных (п. 36 ст.1 Проекта). Также они будут обязаны по запросу предоставлять информацию о суммах денежных средств, направленных на оплату услуг связи отдельными физическими лицами за определенный период времени, но не более чем за 5 лет (п. 36 ст.1 Проекта).


2. ПОЛНОМОЧИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ


Ограничение доступа к Интернет-ресурсам


Налоговые органы в лице Министерства по налогам и сборам смогут инициировать ограничение доступа к интернет-сайтам иностранных маркетплейсов, интернет-магазинов и онлайн-сервисов, если с их помощью иностранные организации продают товары или оказывают услуги белорусским покупателям без уплаты НДС в Беларуси, а налоговая задолженность составляет более 3 тыс. базовых величин (на текущий момент 111 тыс. рублей) (п. 35 ст. 1 Проекта).


3. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ


Ставки налога


Планируется установить повышенную ставку по налогу на прибыль в размере 25% вместо стандартной 20% для белорусских организаций, у которых в налоговом периоде налоговая база по налогу на прибыль превысила 25 млн. рублей (п. 85 ст. 1 Проекта).


Прибыль, полученную от реализации товаров собственного производства, включенных Советом Министров в перечень высокотехнологичных товаров, предлагается облагать по ставке 10% вместо 5%. Прибыль, полученную от реализации произведенных налогоплательщиком продуктов питания для детей раннего возраста, предлагается облагать налогом на прибыль по ставке в размере 5%, а действующее сейчас освобождение для продуктов питания для детей раннего и для детей дошкольного возраста – отменить (п. 82 и п. 85 ст. 1 Проекта).


Доходы и затраты


Планируется, что организациям будет предоставлено право не включать в состав внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности или прав на такие объекты, принятых к учету в составе нематериальных активов в 2024 – 2026 годах. Обязательное условие при этом – в отношении таких активов должна быть проведена независимая оценка организациями, которым предоставлено право проводить независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий. В этом случае амортизационные отчисления по таким нематериальным активам будут являться для организаций затратами, не учитываемыми при налогообложении прибыли (п. 78 и п. 79. ст. 1 Проекта).


Инвестиционный вычет не сможет быть применен к основному средству, приобретенному в рамках договора возвратного лизинга (п. 76 ст. 1 Проекта). Напомним, что возвратный лизинг – это лизинг, при котором лизингополучатель в рамках одного договора лизинга является одновременно продавцом предмета лизинга.


Налоговая льгота по ценным бумагам

Для действующей сейчас льготы в виде освобождения от налогообложения валовой прибыли по операциям с ценными бумагами планируется ввести некоторые ограничения. Так, данная льгота будет применяться в отношении корпоративных облигаций, эмитированных банками или юридическими лицами – резидентами, только в случае, если в соответствии с условиями эмиссии облигаций срок их обращения составляет более одного года и в течение года с начала размещения не может осуществляться их досрочное погашение и выкуп. При этом данное ограничение не будет распространяться на выпуски облигаций, эмитированных до 1 января 2024 года (п. 82 ст. 1 Проекта).


4. НДС


Индивидуальные предприниматели


Планируется, что индивидуальные предприниматели больше не будут признаваться плательщиками НДС и не будут выставлять электронный счет-фактуру при реализации ими товаров, работ, услуг и имущественных прав (п. 61 ст. 1 Проекта).


Реализация товаров на маркетплейсах


Предлагается нормативно закрепить подходы, используемые на практике в отношении реализации товаров белорусскими организациями на маркетплейсах и иных электронных торговых площадках. Документами, подтверждающими для целей НДС место реализации товаров при их электронной дистанционной продаже, будут считаться товаросопроводительные документы, подтверждающие передачу товаров на склад как иностранных, так и белорусских организаций, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров. Такими документами также будут считаться товаросопроводительные документы, подтверждающие передачу товаров почтовым или курьерским службам, а также документы, подтверждающие пересылку или доставку ими товаров их покупателю (п. 50 ст. 1 Проекта).


Кроме того, организациям будет предоставлено право вычета сумм НДС в полном объеме по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь. При этом обязательным условием для такого вычета будет наличие необходимых документов, подтверждающих доставку товаров покупателям по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь (п. 63 ст. 1 Проекта).


Случаи увеличения налоговой базы по НДС


К суммам, увеличивающим налоговую базу по НДС, будет относиться положительная разница по подарочному сертификату, т.е. оставшаяся разница между номинальной ценой подарочного сертификата и общей стоимостью товаров или услуг, полученных потребителем по этому подарочному сертификату. Такая разница образуется по окончании срока действия подарочного сертификата либо по истечении 3 лет с даты его реализации, если такой сертификат бессрочный (п. 53 ст. 1 Проекта)


Момент фактической реализации для НДС


Будут скорректированы существующие сегодня подходы к определению момента фактической реализации для целей НДС при оказании услуг (выполнении работ) (п. 54 ст. 1 Проекта). Так, день оказания услуг будет определяться на основании первичного учетного документа, в том числе если оформление такого документа завершено по истечении месяца, на который приходится дата оказания услуг.


При этом при оказании услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее оказания, днем оказания услуги для целей НДС будет признаваться: 1) день завершения оказания услуги, если период оказания услуги начинается и завершается в одном календарном месяце; 2) последний день каждого календарного месяца оказания услуги и день завершения оказания услуги, если период оказания услуги превышает один календарный месяц.


При оказании услуги, результаты которой заказчик не может использовать до завершения оказания услуги, днем оказания услуги для целей НДС будет признаваться: 1) день завершения оказания услуги, указанный в первичном учетном документе; 2) последний день периода оказания услуги, указанный в первичном учетном документе; 3) наиболее ранняя из дат, содержащихся в первичном учетном документе, если день завершения или период оказания услуги в первичном учетном документе не указаны.


Отметим, что в бухгалтерском учете с 1 января 2024 года период отражения организациями хозяйственных операций по услугам будет зависеть от даты оформления сторонами первичных учетных документов, а не от возможности заказчика использовать результаты оказания услуг по мере их оказания или только по завершению их оказания. Так, если дата оформления приходится на следующий месяц и до даты утверждения месячной бухгалтерской отчетности (для тех, кто ее составляет) или иной закрепленной в учетной политике даты, то операция отражается в отчетном месяце. Если оформление первичных учетных документов полностью завершено уже после указанных дат, то применятся порядок, установленный в бухгалтерском учете для исправления ошибок.


5. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ


Ставки налога


Физические лица, получившие от источников в Республике Беларусь доходы, превышающие 200 тыс. рублей в год, будут уплачивать с суммы превышения подоходный налог по ставке 25% вместо стандартной ставки 13%. Это касается доходов в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание интеллектуальной собственности. Налог будет рассчитываться налоговым органом на основании годовой декларации, подаваемой физическим лицом. Льготы и вычеты к данной сумме применяться не будут (п. 100 ст. 1 Проекта).


Отметим, что повышенная ставка подоходного налога планируется в отношении доходов, полученных только от источников в Республике Беларусь, а не в отношении дивидендов или иных доходов, полученных физическими лицами из-за границы.


Индивидуальные предприниматели, получившие доход более 500 тыс. рублей в год, будут уплачивать подоходный налог по ставке 30% вместо стандартной 20%. Получение годового дохода в таком размере также означает, что индивидуальные предприниматели в последующем году уже не вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а осуществляемая в нарушение этого требования деятельность будет считаться запрещенной (п. 100 ст. 1 и ст. 3 Проекта).


Налоговые вычеты


Планируется ввести стандартный вычет по подоходному налогу для молодых специалистов и молодых рабочих (служащих) в размере 620 рублей в месяц (п. 95 ст.1 Проекта).


6. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ


Ставки налога


Транспортный налог, включая авансовые платежи, по автомобилям повышенной комфортности будет взиматься по ставкам, увеличенным в 10 раз, если с года их выпуска прошло не более 3 лет. Перечень таких транспортных средств определит Совет Министров (п. 141 ст.1 Проекта).


Налоговые льготы


Планируется, что при исчислении и уплате организациями авансовых платежей по транспортному налогу какие-либо льготы применяться не будут. То есть организации будут уплачивать авансовые платежи за первый, второй и третий кварталы за все транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, независимо от наличия по ним налоговых льгот. Исключить соответствующие транспортные средства из расчета и применить налоговые льготы организации смогут только по итогам года (п. 141 ст.1 Проекта).


Заполнение декларации налоговыми органами


Планируется ввести предварительное заполнение налоговыми органами налоговых деклараций по транспортному налогу, подаваемых организациями. Так, не позднее 30 января года, следующего за истекшим годом, налоговые органы будут направлять в адрес организаций заполненные налоговые декларации на основании имеющихся у них сведений о транспортных средствах организаций за истекший год. Организации при необходимости вносят в предварительно заполненную декларацию корректировки и затем направляют ее в налоговый орган не позднее 20 февраля (п. 142 ст. 1 Проекта).


КАК B1 BELARUS МОЖЕТ ПОМОЧЬ?


▶     Анализ возникающих налоговых последствий в связи с изменением законодательства, оценка возможного эффекта и подготовка рекомендаций по принятию необходимых мер для соответствия новым налоговым требованиям

▶     Подготовка предложений по изменению налогового законодательства, включая обоснование необходимости их принятия, для последующего направления таких предложений в компетентные государственные органы

▶     Содействие в разработке или изменении налоговой стратегии и налоговой (учетной) политики организации

▶     Консультационная поддержка при планировании налоговой нагрузки и управлении эффективной ставкой налогообложения в постоянно изменяющейся налоговой среде

▶     Подготовка рекомендаций по совершенствованию налоговой функции, повышению налоговой эффективности и снижению налоговых расходов в пределах, допустимых налоговым законодательством


Авторы:

  • Светлана Грицук
    Партнер,
    руководитель департамента «Налоги, право и сопровождение бизнеса»
  • Андрей Кулагин
    Старший менеджер, услуги международного налогообложения и права
  • Елена Говша
    Менеджер, налоговые услуги
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять