Налоги 2025 – обсуждаем проект изменений
На Национальном правовом Интернет-портале опубликован проект Закона «Об изменении законов» (далее – «Проект»), в котором излагаются предлагаемые правительством изменения в налоговое законодательство Беларуси с 2025 года.
В последнее время изменения налогового законодательства являются регулярными и в большинстве случаев имеют фискальный характер, и данный Проект не является исключением. Если Проект будет принят в предлагаемом варианте, то в 2025 году белорусский бизнес ожидает ряд важных изменений, касающихся налоговых ставок и льгот, налогооблагаемых доходов и вычитаемых расходов, прав и обязанностей налогоплательщиков и др.
Поэтому каждому налогоплательщику, кого затрагивают будущие налоговые изменения, уже сегодня необходимо оценить их возможный эффект и предпринять необходимые действия по подготовке к изменяющимся условиям. О ключевых налоговых изменениях – ниже в нашем обзоре.
Внесение изменений в учетную политику
Предлагается скорректировать сроки представления в налоговые органы изменений и дополнений, вносимых налогоплательщиком в учетную политику и имеющих значение для бухгалтерского и налогового учета (п. 8 ст. 1 Проекта).
Чаще всего это ежегодные изменения, вносимые с начала отчетного года по инициативе самой организации и обусловленные изменением ею способов ведения бухгалтерского учета с целью повышения правдивости и уместности содержащейся в отчетности информации. Для таких случаев крайний срок представления в налоговые органы будет 31 марта отчетного года.
Для случаев, когда изменения в учетную политику обусловлены изменением законодательства или наступлением иных обстоятельств в период с 1 марта по 31 декабря отчетного года, то срок для их представления в налоговые органы будет по-прежнему составлять 30 календарных дней с даты их утверждения руководителем организации.
Планируется также предусмотреть запрет на изменение учетной политики в течение календарного года в отношении применяемого организацией метода распределения налоговых вычетов по НДС (метод удельного веса или метод раздельного), выбор которого обычно и закрепляется в учетной политике (п. 59 ст.1 Проекта).
Взаимозависимые лица
Уточняется перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми из-за того, что одно лицо прямо или косвенно контролирует другое лицо (п. 7 ст. 1 Проекта). Будет считаться, что отношения взаимозависимости по признаку контроля возникают в том числе:
►между организацией и ее руководителем или родственниками руководителя;
►между организациями, у которых руководителем является одно и то же лицо;
►между организацией и ее работниками.
Контролируемые сделки для целей трансфертного ценообразования
Предлагается расширить перечень случаев, когда сделки по предоставлению или получения заемных средств по договору займа будут контролироваться налоговыми органами на предмет соответствия процентной ставки рыночным условиям (п. 40 ст. 1 Проекта).
Так, под контроль будут подпадать сделки, совершенные налогоплательщиком-организацией с резидентами Беларуси, если стороной по договору займа является любое взаимозависимое лицо или любое лицо, применяющее особый режим налогообложения. Для такой категории сделок будет предусмотрен суммовой порог в 400 000 бел. рублей в течение года с одним контрагентом, при превышении которого сделка становится контролируемой. При расчете порога будет учитываться сумма предоставленных или полученных денежных средств по договору займа, а также сумма непогашенного контрагентом остатка на начало года, в котором совершены эти сделки.
Расширение перечня контролируемых сделок и аналогичные критерии отбора предлагается закрепить и в отношении сделок по реализации или приобретению акций, долей в уставном фонде организаций, совершаемых налогоплательщиком-организацией с резидентами Беларуси. Суммовой порог, при превышении которого налоговые органы будут вправе контролировать цены в таких сделках – 400 000 бел. рублей в течение года с одним контрагентом.
Ограничение доступа к порталу ЭСЧФ
Планируется предоставить налоговым органам право блокировать доступ налогоплательщика к его личному кабинету на портале электронных счетов-фактур (http://vat.gov.by), если такой налогоплательщик:
►не представляет по запросу налоговой инспекции документы или информацию, связанные с возвратом разницы между налоговыми вычетами и НДС;
►выставляет электронный счет-фактуру покупателю при отсутствии реальности совершения сделки и наличии задолженности по НДС перед бюджетом;
►неоднократно (2 и более раз) изменяет электронный счет-фактуру в одном налоговом периоде, к которому относятся налоговые вычеты, что влечет за собой неуплату НДС (п. 45 ст. 1 Проекта).
Подакцизные товары
С 1 января 2026 года к подакцизным товарам предлагается относить безалкогольные энергетические напитки, ставка акциза – 0,5 бел. рубля за литр (п. 63 ст.1 Проекта).
Экономически необоснованные затраты
Предлагается дополнить перечень экономически необоснованных затрат и включить в него расходы по выплатам, связанным с предоставлением взаимозависимым лицом персонала организации и осуществляемым после заключения такой организацией трудового договора с работником (гражданско-правового договора с физлицом), предоставленным ей (п. 68 ст. 1 Проекта).
Сегодня к экономически необоснованным затратам могут быть отнесены расходы, понесенные организацией в следующих ситуациях:
►когда приобретенный товар фактически не поступил, услуги не были оказаны, работы не были выполнены, имущественные права не были переданы, арендованное имущество не было передано в аренду и продолжает использоваться арендодателем
►когда работы выполнены, услуги оказаны ИП, который одновременно является работником налогоплательщика, и такие работы или услуги относятся к его должностным обязанностям
►когда работы выполнены, услуги оказаны налогоплательщику (за исключением АО) организацией (за исключением АО), являющейся учредителем этого налогоплательщика либо в отношении которой этот налогоплательщик является учредителем, если выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к обязанностям работника, состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях.
Экономически необоснованные затраты не принимаются налогоплательщиком в расчет при налогообложении прибыли. Согласно Проекту (п. 58 ст. 1) предлагается также нормативно закрепить ограничение на вычет НДС, предъявленного покупателю при приобретении им объектов на территории Беларуси или уплаченного им при ввозе в Беларусь, если соответствующие расходы, понесенные этим покупателем, признаны экономически необоснованными затратами.
Инвестиционный вычет для налога на прибыль
Планируется ввести определенные запреты и ограничения в применении инвестиционного вычета при расчете налога на прибыль (п. 69 ст. 1 Проекта), а именно:
►применение вычета будет возможно исключительно к зданиям и сооружениям производственного назначения;
►применение вычета запрещается в отношении к первоначальной стоимости основных средств, нормативный срок службы которых составляет менее 5 лет, и стоимости вложений в их реконструкцию
►применение вычета запрещается к первоначальной стоимости основных средств, полученных правопреемником при реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.
По общему правилу, сумма инвестиционного вычета может включаться в затраты в течение двух лет после начала начисления амортизации или увеличения в бухгалтерском учете первоначальной стоимости при реконструкции. Поэтому переходными положениями предусматривается, что налогоплательщики, несмотря на вводимые ограничения, смогут применить инвестиционный вычет и включить его в состав затрат по тем объектам, в отношении которых данный двухлетний период начался до 1 января 2025 года, при соблюдении ранее действовавших условий применения инвестиционного вычета (п. 14 ст. 4 Проекта).
Налогооблагаемые доходы при уменьшение уставного фонда
Денежные средства и иное имущество, полученные участником или акционером организации при уменьшении уставного фонда организации, предлагается включать в состав его внереализационных доходов при расчете налога на прибыль (п. 72 ст. 1 Проекта).
Курсовые разницы по займам в валютном эквиваленте
Отрицательные курсовые разницы, возникающие по предоставленным и полученным денежным средствам по договорам займа, обязательство по которым выражено в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (т.е. обязательство в валютном эквиваленте), предлагается исключить из состава внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 73 ст. 1 Проекта). Каких-либо исключений по внереализационным доходам в отношении положительных курсовых разниц при этом не предполагается.
Льготные ставки по дивидендам для резидентов – организаций и физических лиц
В 2019 году были введены льготные ставки по налогу на прибыль по дивидендам в размере 6% и 0% для тех случаев, когда прибыль не распределялась в течение 3 и 5 предшествующих календарных лет соответственно. Аналогичная льгота была введена и в отношении подоходного налога на дивиденды для физических лиц – резидентов Беларуси.
Предлагается данные ставки отменить: ставку 6% – с 1 января 2026 года, ставку 0% – с 1 января 2028 года (п. 79 и п. 100 ст. 1, ст. 6 Проекта). Таким образом, еще сохранятся возможность применения льготных ставок для тех, кто с 2022 года не распределял прибыль в расчете на их применение.
Подоходный налог при отчуждении акций и долей белорусских организаций
Предлагается отменить налоговую льготу, по которой освобождаются от подоходного налога доходы физических лиц от отчуждения акций или долей в уставном фонде белорусских организаций, принадлежащих им непрерывно не менее трех лет (п. 95 ст. 1 Проекта).
С 1 января 2025 года подоходным налогом будет облагаться разница между доходами от отчуждения этих активов и документально подтвержденными расходами на их приобретение (либо суммой внесенного вклада в уставный фонд, если применимо).
Налогообложение филиалов иностранных организаций
С 19 ноября 2024 года иностранные организации получают право вести коммерческую деятельность на территории Беларуси через открытие здесь своих филиалов. При этом иностранные организации будут обязаны открыть филиалы для продолжения своей деятельности, если такие иностранные организации уже оказывают услуги или выполняют работы на территории Беларуси, а срок их оказания или выполнения превысит 180 дней в любом 12-месячном периоде.
Планируется, что филиалы будут признаваться постоянными представительствами для целей налогообложения (прибыль, НДС и т.д.) с соответствующими налоговыми обязательствами для открывших их иностранных организаций, включая необходимость постановки таких филиалов на учет в налоговых органах Беларуси и открытия банковского счета (п. 31, п. 46, п. 77 ст.1 Проекта).
Дивиденды и иные налогооблагаемые доходы иностранных организаций
Предлагается повысить с 15% до 25% стандартную ставку налога на дивиденды для иностранных организаций независимо от того, являются ли они налоговыми резидентами дружественной или недружественной страны (п. 84 ст. 1 Проекта). При этом у иностранных организаций из дружественных стран сегодня имеется возможность снизить свою ставку налога на дивиденды на основании применяемых Беларусью соглашений об избежании двойного налогообложения при выполнении предусмотренных этими соглашениями условий.
Предлагается повысить с 12% до 15% и ставку налога на доходы иностранных организаций от отчуждения ими акций, долей в уставных фондах белорусских организаций (п. 84 ст. 1 Проекта).
Также предлагается расширить перечень налогооблагаемых доходов, извлекаемых иностранными организациями от источников в Беларуси, и включить в него следующие доходы с применением к ним ставки налога в 15%:
►доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг взаимозависимому лицу в Беларуси вне зависимости от вида выполняемых работ и оказываемых услуг;
►доходы иностранных организаций, являющихся участниками (акционерами) белорусских организаций, получаемые при распределении между участниками (акционерами) прибыли и имущества ликвидируемых белорусских организаций (п. 82 ст. 1 Проекта).
Подтверждение статуса фактического владельца дохода
С 1 января 2025 года предлагается изменить порядок подтверждения статуса фактического владельца дохода при применении льгот в отношении пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти), в том числе пониженных налоговых ставок.
Так, если иностранная организация претендует на льготу, одним из условий применения которой является получение дохода его фактическим владельцем, то такая иностранная организация будет обязана представить в налоговые органы соответствующее подтверждение того, что она является фактическим владельцем дохода (п. 86 ст. 1 Проекта). Подтверждение представляется по форме, установленной Министерством по налогам и сборам. В дополнение к такому подтверждению у иностранной организации могут быть запрошены иные подтверждающие документы.
Планируется, что подтверждение фактического владельца дохода, как и подтверждение налогового резидентства, должно представляться в налоговые органы ежегодно и будет действительно на протяжении календарного года, в котором выдано. Если подтверждение фактического владельца дохода представлено до момента подачи декларации, то налоговый агент применяет льготу по налогу на доходы. При отсутствии такого подтверждения налог удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом в общем порядке без применения льготы.
Требование о предоставлении подтверждения фактического владельца дохода не будет распространятся на некоторые категории иностранных организаций. Например, на иностранную организацию, у которой налог на доходы, не отраженный в налоговой декларации в связи с применением льготы, не превышает 40 000 белорусских рублей в совокупности в течение календарного года.
Факторинг
С 19 ноября 2024 года не только банки, но и любая коммерческая организация сможет выступать фактором в рамках договора факторинга, предполагающего предоставление финансирования под уступку кредитором денежного требования к должнику. В этой связи предлагается предусмотреть порядок налогообложения НДС операций, совершаемых факторами, включая определение налоговой базы и момента фактической реализации (п. 47, п. 52, п. 53 ст. 1 Проекта).
Так, получение дохода новым кредитором (фактором), приобретшим денежное требование к должнику, при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства должника путем его исполнения будет признаваться для целей НДС оборотом по реализации имущественных прав. Налоговая база – сумма превышения полученного дохода над расходами на приобретение денежного требования к должнику. Момент фактической реализации – день прекращения соответствующего денежного обязательства должника путем исполнения.
Налоги на криптовалюту и операции и с ней
Предлагается изменить подходы к налоговому регулированию деятельности в криптосфере, отказавшись от дальнейшего льготирования доходов организаций и физических лиц по ряду операций с криптовалютами и иными цифровыми знаками (токенами) с 1 января 2025 года.
Как и ранее, обороты по отчуждению токенов не будут считаться объектом налогообложения для целей НДС. Также вычету не будут подлежать суммы входного НДС, предъявленные при приобретении или уплаченные при ввозе объектов, связанных с деятельностью по майнингу, созданию и размещению, приобретению и отчуждению токенов (п. 47, п. 58 ст. 1 Проекта).
Однако, в части налога на прибыль валовая прибыль организаций от операций с токенами теперь будет признаваться объектом налогообложения и облагаться по ставке 9% у резидентов Парка высоких технологий, а у иных организаций – по ставке 20% (или 25% в случае сверхприбыли). Исключение будут составлять доходы от размещения собственных токенов, которые не будут облагаться налогом на прибыль (п. 66, п. 79 ст. 1 Проекта).
При расчете налога на прибыль будут учитываться прибыль (убыток) от деятельности по майнингу, созданию и размещению, отчуждению токенов, прибыль (убыток) от деятельности оператора криптоплатформы и оператора обмена криптовалют, прибыль (убыток) от иной деятельности с использованием токенов, а также соответствующие внереализационные доходы и расходы от осуществления операций с использованием токенов (п. 72, п. 73, п. 76 ст. 1 Проекта).
По общему правилу подоходным налогом по ставке 13% будут облагаться любые виды доходов, полученные физическими лицами от операций по приобретению (добыче, получению), размещению и отчуждению токенов. Исключение будут составлять доходы физических лиц от операций с токенами, созданными резидентами ПВТ, доходы от деятельности по майнингу, доходы от обмена токенов на иные токены (если такая деятельность не является незаконной или запрещенной) и некоторые другие виды доходов (п. 93 ст. 1 Проекта).
Торговля на маркетплейсах
Предлагается ряд нововведений с 1 января 2025 года, которые затронут как сами маркетлейсы (торговые площадки), так и продавцов, реализующих свои товары на них.
Сегодня белорусские продавцы не исчисляют НДС при продаже товаров через маркетплейсы при наличии документов и информации, подтверждающих доставку этих товаров покупателям по адресам, расположенным за пределами Беларуси. Отчеты маркетплейсов о продаже товаров обычно не содержат детальной информации об адресах, а только наименование иностранного государства. В этой связи предлагается корректировка, согласно которой будет достаточно, чтобы в таком отчете была указана информация о доставке на территорию иностранного государства (п. 48 ст. 1 Проекта).
Также предлагается дополнить перечень услуг, облагаемых НДС по месту нахождения их покупателя, включив в этот перечень (п. 49 ст. 1 Проекта):
►услуги по предоставлению информации из баз данных об агрегированных данных о покупателях, покупках, сформированных лицами, оказывающими услуги в электронной форме;
►услуги (за исключением услуг в электронной форме), направленные на увеличение (стимулирование) продаж через электронную торговую площадку, включая услуги по привлечению третьих лиц для исполнения обязательств, связанных с такой реализацией.
Кроме того, к услугам в электронной форме, также облагаемых НДС по месту нахождения их покупателя, будут отнесены (п. 49 ст. 1 Проекта):
►маркетинговые услуги в сети Интернет (в том числе услуги по изучению текущего рынка сбыта, потребительского выбора, поисковому продвижению в сети Интернет веб-сайтов, торговых марок, брендов, услуг и товаров);
►услуги по предоставлению через сеть Интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей с использованием информационных технологий и систем для увеличения (стимулирования) продаж через электронную торговую площадку;
►услуги по подборке информации, если лицо, предоставившее эту информацию, или иной пользователь, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
►услуги обработки и предоставления результатов обработки статистики на веб-сайтах.
Маркетплейсы, работающие в Беларуси как локальные юридические лица и организующие электронную дистанционную продажу товаров белорусских продавцов, а также расчеты с покупателями таких товаров, будут обязаны ежеквартально предоставлять на безвозмездной основе в Министерство по налогам и сборам по установленным форме и формату в электронном виде сведения о таких продавцах, их оборотах по реализации товаров по государствам, на территорию которых товар доставляется покупателю (п. 85 ст. 1 Проекта).
С 1 января 2025 года будет предусмотрено, что иностранные организации, осуществляющие электронную дистанционную продажу товаров, доставляемых в Беларусь, будут обязаны становиться на учет в налоговых органах и самостоятельно уплачивать НДС с продажи товаров, если только покупатели этих товаров в Беларуси – это физические лица (в том числе ИП), но не организации. Это исключит случаи двойного налогообложение НДС при ввозе товаров на территорию Беларуси. Соответственно, у белорусских организаций – покупателей не будет права принимать к вычету «входящий» НДС по приобретаемым товарам у иностранных организаций, состоящих на учете в налоговых органах Беларуси и осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров (п. 62 ст. 1 Проекта).
Временные и постоянные налоговые меры
Ранее в качестве временной меры для некоторых категорий налогоплательщиков была предусмотрена повышенная ставка налога на прибыль в размере 30%. С 1 января 2025 года данная ставка будет применяться уже на постоянной основе (п. 79 ст. 1 Проекта):
►для операторов сотовой подвижной электросвязи;
►для коммерческих организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, в отношении прибыли от микрофинансовой деятельности.
Для работников резидентов Парка высоких технологий еще на три года продлевается ограничение на применение льготной ставки подоходного налога (9%). Так, ставка подоходного налога по доходам физических лиц, полученных в течение календарного года по трудовым договорам от резидентов парка, устанавливается в размере 13% на период с 1 января 2025 года до 1 января 2028 года (п. 5 ст. 4 Проекта).
Как B1 BELARUS может помочь?
►Анализ налоговых последствий, возникающих в связи с изменением законодательства, оценка возможного эффекта и подготовка рекомендаций по принятию необходимых мер для соответствия новым налоговым требованиям
►Консультации по применению налоговых ставок, льгот и режимов налогообложения
►Содействие в разработке или изменении налоговой стратегии и налоговой (учетной) политики организации
►Консультационная поддержка при планировании налоговой нагрузки и управлении эффективной ставкой налогообложения в постоянно изменяющейся налоговой среде
►Подготовка рекомендаций по совершенствованию налоговой функции, повышению налоговой эффективности и снижению налоговых расходов в пределах, допустимых налоговым законодательством
►Подготовка предложений по изменению налогового законодательства, включая обоснование необходимости их принятия, для последующего направления таких предложений в налоговые и иные компетентные государственные органы