Налоги в Беларуси для китайских компаний: типовые основания для возникновения

5 апреля 2024 г.

Китайский бизнес пришел на белорусский рынок много лет назад. Сегодня его присутствие наблюдается в различных отраслях экономики, включая строительство, промышленность, логистику, торговлю. Импорт товаров из Китая из года в год составляет значительную долю в торговом балансе Беларуси.


Для развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между двумя странами в 2012 году на территории Беларуси был учрежден китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», представляющий собой особую экономическую зону с льготным налогообложением для резидентов парка, создающих высокотехнологичные производства.


При этом китайский бизнес далеко не всегда решается на создание дочерних или совместных компаний в Беларуси, принимая в расчет сроки реализации бизнес-проектов, экономические выгоды и издержки, а также существующие локальные требования по формализации присутствия. Тем не менее налоговые обязательства у китайских компаний могут возникать в Беларуси просто в силу своего экономического, а не юридически оформленного присутствия.


Давайте посмотрим на типовые ситуации, когда компаниям из Китая, взаимодействующим со своими белорусскими контрагентами, может потребоваться уплатить налоги в Беларуси.


1.     Образование постоянного представительства


Постоянное представительство (от англ. permanent establishment) – это характеристика присутствия иностранной компании в стране, резидентом которой она не является, но откуда извлекает доходы. Данная характеристика используется для определения налогового статуса и налоговых обязательств иностранной компании в Беларуси. Чаще всего постоянное представительство в Беларуси возникает у китайских компаний в следующих двух ситуациях:


Наличие строительной площадки на территории Беларуси


Строительная площадка, монтажный или сборочный объект с начала их существования на территории Беларуси признаются постоянным представительством китайской компании-подрядчика при условии, что они существуют здесь на протяжении более 18 месяцев. Например, это может быть место строительства новых объектов недвижимости или место реконструкции, модернизации, расширения, технического переоснащения или ремонта существующих объектов недвижимости, а также место монтажа, реконструкции, модернизации, расширения, технического переоснащения или ремонта машин и оборудования, функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам капитальных строений.


Оказание услуг на территории Беларуси


Место оказания услуг с начала его существования признается постоянным представительством китайской компании при условии, что ее персонал находится на территории Беларуси и оказывает здесь услуги на протяжении более 18 месяцев. Например, когда вместе с поставкой оборудования китайская компания-поставщик направляет в Беларусь своих работников для установки и наладки этого оборудования, а срок оказания таких услуг составляет более 18 месяцев.


Если у китайской компании на территории Беларуси образуется постоянное представительство (из-за наличия строительной площадки или факта продолжительного оказания услуг), то ей необходимо стать на налоговый учет и исполнять налоговые обязательства наравне с белорусскими налогоплательщиками. В частности, вести бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с белорусским законодательством, подавать налоговые декларации, уплачивать налог на прибыль (20%), зарплатные налоги в отношении задействованного персонала, а также иные применимые налоги с осуществляемой на территории Беларуси деятельности.


2.     Пассивные и иные доходы от источников в Беларуси


Некоторые виды доходов, начисляемые и выплачиваемые белорусскими резидентами в пользу иностранных компаний, считаются полученными от источников в Беларуси и облагаются, соответственно, налогом у источника (от англ. withholding tax). Это, прежде всего, так называемые пассивные доходы и доходы от коммерческой деятельности по оказанию услуг.


Пассивные доходы


Налогом у источника в Беларуси облагаются дивиденды (15%), проценты (10%) и роялти (15%). Налог удерживается и перечисляется в бюджет налоговыми агентами – белорусскими компаниями, которые начисляют и выплачивают данные доходы.


Международными налоговыми соглашениями обычно предусмотрены более благоприятные условия налогообложения доходов иностранных компаний в Беларуси, включая пониженные налоговые ставки для пассивных доходов. Так, Беларусь заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с Китаем в 1995 году и с Гонконгом – специальным административным районом Китая в 2017 году. Для доходов в виде дивидендов, процентов и роялти соглашением с Китаем предусмотрена ставка налога в размере 10%, а соглашением с Гонконгом – 5%.


Доходы от коммерческой деятельности по оказанию услуг


Налогом у источника в Беларуси облагаются доходы иностранных компаний, получаемые ими от оказания некоторых видов услуг белорусским компаниям – заказчикам таких услуг. Например, доходы от оказания консультационных, маркетинговых, рекламных, инжиниринговых, посреднических, управленческих услуг, услуг по предоставлению персонала и др.


Ставка налога у источника – 15%, однако международными соглашениями об избежании двойного налогообложения обычно предусмотрено освобождение доходов резидентов одной страны, извлекаемых от ведения коммерческой деятельности в другой стране (в том числе от оказания услуг), если у них при этом не образуется постоянное представительство в этой другой стране.


Такое налоговое освобождение предусмотрено и соглашениями, заключенными Беларусью с Китаем и Гонконгом. Для применения освобождения необходимо выполнить определенные формальности: предоставить в белорусские налоговые органы сертификат налогового резидентства, выданный в Китае и Гонконге соответственно.


3.     Интернет-торговля услугами и товарами


Еще ряд ситуаций, при которых могут возникнуть основания для уплаты налогов в Беларуси, обусловлены стремительным развитием цифровой экономики и цифровых бизнес-моделей, включая электронную коммерцию, информационные технологии, облачные вычисления, искусственный интеллект и т.д. В Беларуси пока нет цифрового налога на прибыль для иностранных компаний, но предусмотрено взимание налога на добавленную стоимость (НДС) с товаров и услуг, реализуемых иностранными компаниями посредством сети Интернет.


Интернет-услуги


Услуги, оказываемые иностранными компаниями в электронной форме, т.е. оказываемые через сеть Интернет автоматизировано с использованием информационных технологий, облагаются в Беларуси НДС по ставке в 20%, если такие услуги оказываются белорусским физическим лицам (B2C). Перечень облагаемых НДС услуг довольно широкий и включает в себя наиболее распространенные виды интернет-сервисов.

Так, если китайская компания оказывает услуги в электронной форме белорусским физическим лицам (например, предоставляет пользователям права на использование программным обеспечением и берет за это плату), то такая компания должна зарегистрироваться в белорусских налоговых органах и уплачивать НДС с получаемой ею выручки от оказания услуг в Беларуси.


Электронная коммерция


Электронная дистанционная продажа товаров, реализуемых иностранными компаниями, облагается в Беларуси НДС, если приобретаемый товар доставляется в Беларусь покупателю – организации или физическому лицу (B2B и B2C). Под электронной дистанционной продажей в данном случае понимается продажа товаров, когда заказ размещается покупателями посредством онлайн-сервисов, доступных на электронной торговой площадке в сети Интернет, а условия оплаты и доставки предлагаются на этой же площадке.

НДС уплачивается в бюджет Беларуси иностранной компанией – продавцом либо посредником, организующим электронную дистанционную продажу товаров и расчеты с белорусскими покупателями. Ставка налога – 10% или 20% в зависимости от вида товара.

Так, если китайская компания (например, интернет-магазин или маркетплейс) реализует посредством сети Интернет товары покупателям в Беларуси, то она должна зарегистрироваться в белорусских налоговых органах и уплачивать НДС с продажи таких товаров.


Вместо вывода


Белорусским законодательством предусмотрен ряд оснований, при которых предполагается возникновение налоговых обязательств у иностранных компаний, не имеющих формализованного и постоянного присутствия в Беларуси. Это в равной степени относится и к иностранным компаниям, представляющим китайский бизнес и получающим доходы от источников в Беларуси.


Для успешного ведения бизнеса крайне важно понимать налоговые последствия совершаемых операций и обеспечить соблюдение требований налогового законодательства в тех юрисдикциях, откуда извлекаются доходы. В противном случае неизбежным становятся споры с местными налоговыми органами.


Как B1 Belarus может помочь?


►   Консультации по налоговому законодательству Беларуси, включая корпоративное и персональное налогообложение, прямое и косвенное налогообложение

►   Консультации по применению международных соглашений об избежании двойного налогообложения и иных соглашений, участником которых является Беларусь

►   Консультации по вопросам постоянного представительства иностранных компаний, диагностика риска и подготовка рекомендаций по его минимизации

►   Налоговая экспертиза сделок, договоров, бизнес-решений и проектов, включая анализ последствий, выявление рисков и подготовка рекомендаций по их минимизации

►   Содействие иностранным компаниям в постановке на учет в налоговых органах в Беларуси и исполнении ими иных налоговых обязанностей, в том числе в связи с необходимостью уплаты НДС при продаже товаров или услуг в сети Интернет


Авторы:

  • Светлана Грицук
    Партнер
    Руководитель налоговой и юридической практики
  • Андрей Кулагин
    Старший менеджер, услуги международного налогообложения и права
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять