Формы отчетности по ТЦО и особенности их составления

16 июля 2024 г.

С 2019 г. Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – «НК РБ») установлено два вида документов, составляемых налогоплательщиками для подтверждения экономической обоснованности примененных ими цен в отдельных сделках (далее – «Анализируемые сделки»)[1], иными словами, отчетности по трансфертному ценообразованию (далее – «ТЦО»):


1.  Документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены (далее – «Документация») (п. 2 и п. 3 ст. 97 НК РБ). Ее обязаны составлять плательщики, включенные в перечень крупных плательщиков, по внешнеторговым сделкам с взаимозависимыми лицами, а также плательщики, по внешнеторговым сделкам по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.


Налоговый орган вправе истребовать у плательщика Документацию при проведении проверок, но не ранее 1 августа года, следующего за календарным годом, в котором совершены Анализируемые сделки. При проведении проверки, за исключением камеральной проверки, Документация истребуется только за проверяемый период.


2.  Экономическое обоснование примененной цены (далее – «Экономическое обоснование») (п. 5 ст. 97 НК РБ), которое составляют плательщики по анализируемым сделкам, за исключением сделок, по которым плательщики обязаны представлять Документацию. Экономическое обоснование представляется на основании уведомления налогового органа или по запросу налогового органа.


Сроки предоставления Документации или Экономического обоснования при камеральном контроле указываются в уведомлении на предоставление документов по ТЦО и составляют не более 10 рабочих дней со дня направления уведомления. При выездной налоговой проверке четкий срок предоставления документов законодательством не установлен, однако он указывается в каждом отдельном запросе налогового органа и не может быть меньше, чем 2 рабочих дня (п. 8 ст. 73, ч. 1 п. 2 ст. 79 НК).


Формы Документации и Экономического обоснования установлены Приложениями № 23 и № 24, соответственно, к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – «МНС») №2 от 03.01.2019 г. (далее – «Постановление») и в целом довольно схожи по своей структуре и содержанию. Документация / Экономическое обоснование составляются в табличной форме по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок) (п. 4 и п. 5 ст. 97 НК РБ).


Форма Документации содержит титульный лист и состоит из 13 разделов, а в форме Экономического обоснования содержится 10 разделов. Документация является более подробной формой ТЦО-отчетности и в отличие от Экономического обоснования обязана содержать также следующую информацию, отражение которой в Экономическом обосновании не предусмотрено:


  • схематичную структуру холдинга (группы компаний) (раздел 4 Документации);
  • описание особенностей отрасли, к которой относится анализируемая сделка и / или деятельность сторон анализируемой сделки, состояние конкуренции на рынке товаров (работ, услуг), доля плательщика на рынке (Раздел 5 Документации);
  • сведения о произведенной плательщиком корректировке налоговой базы налога на прибыль и сумме такой корректировки (при ее корректировке) (раздел 13 Документации).

Необходимо отметить, что согласно разъяснений представителей налоговых органов при заполнении Документации необходимо использовать форму, установленную Приложением №23 к Постановлению в редакции, действующей на момент совершения анализируемой сделки. При заполнении Экономического обоснования необходимо использовать форму, установленную Приложением №24 к Постановлению, в редакции, действующей на момент подготовки Экономического обоснования.


В соответствии с положениями ст. 27 НК РБ Документация / Экономическое обоснование могут быть представлены в МНС плательщиком двумя способами:


  1. в письменной форме (на бумажном носителе: нарочным (курьером), посредством почтовой связи либо представлены плательщиком в ходе его личного приема в налоговом органе);
  2. в электронной форме (в виде электронного документа или в электронном виде, например, в виде вложения-ответа на уведомление налогового органа посредством системы электронного декларирования АРМ «Плательщик»).

Законодательство не требует предоставления какой-либо дополнительной информации к формам Документации / Экономического обоснования, но и не ограничивает плательщиков в предоставлении любых иных документов, подтверждающих, что примененные цены в сделке соответствуют рыночному уровню (п. 6 ст. 97 НК РБ). Однако практика показывает, что данных, которые предполагаются к отражению только в формах документов по ТЦО, недостаточно для должного обоснования цен. Например, они не раскрывают подробно описание выполняемых функций, принимаемых рисков и используемых активов между сторонами анализируемой сделки, что является одним из ключевых факторов при выборе метода ТЦО. Также они не предполагают раскрытие информации о том, как был произведен анализ и отбор сопоставимых сделок или сопоставимых организаций для расчета рыночного диапазона цен или рентабельности и др. В то же время такие данные важно документировать и дополнительно предоставлять налоговым органам, чтобы они могли убедиться, что функциональный анализ проведен корректно, процесс использования критериев поиска информации в части обоснования рыночной цены в сделке осуществлялся с учетом всех требований налогового законодательства и т.д. Это может позволить исключить возникновение дополнительных вопросов со стороны контролирующих органов.


Таким образом, тщательная проработка методики обоснования рыночного уровня цен в анализируемых сделках вкупе с корректным заполнением форм Документации / Экономического обоснования и их своевременным предоставлением налоговым органам может обеспечить налогоплательщикам успешное прохождение проверки данного вопроса.


Тем не менее в настоящее время отсутствует какая-либо инструкция о порядке заполнения форм Документации или Экономического обоснования для целей налогового контроля, также, как и исчерпывающие разъяснения в отношении порядка заполнения данных форм. На сайте МНС РБ имеется разъяснение по заполнению формы Экономического обоснования. Вместе с тем его положения в полной мере применимы и к заполнению формы Документации, так как 2 данных документа очень схожи между собой как по структуре, так и по наполнению. Так, согласно разъяснениям, в целях предоставления возможности организациям отразить любые особенности совершения анализируемых сделок, порядок заполнения формы Экономического обоснования не ограничивает организацию в расширении при необходимости каждого из разделов (подразделов) формы, а также дополнение формы иными разделами (подразделами). Обязательным требованием является лишь указание в экономическом обосновании информации, предусмотренной п. 5 ст. 97 НК РБ.


Таким образом, данное разъяснение носит рекомендательный характер и на практике заполнение Документации или Экономического обоснования производится каждым предприятием по установленным формам, но в произвольном виде исходя из особенностей ведения деятельности и совершения анализируемых сделок, в отношении которых производится заполнение данных форм. Кроме того, поскольку отсутствует утвержденная инструкция по порядку заполнения Документации или Экономического обоснования, отсутствует и какая-либо ответственность для организаций и их должностных лиц в случае некорректного заполнения в формах информации[2]. Однако, как упоминалось выше, заполнение данных форм наиболее полной информацией с четко проработанной методикой обоснования цен является хорошим инструментом для обеспечения налогоплательщику успешного прохождения проверки данного вопроса.


Если у вас имеются вопросы по заполнению форм экономических обоснований или документации по ТЦО, вы можете их направлять на адрес ekaterina.syrnikova@b1.by и мы обязательно на них ответим.


Как B1 Belarus может помочь?


  • Подготовка документаций по трансфертному ценообразованию, экономических обоснований примененных цен
  • Подготовка форм документаций/экономических обоснований для подачи в налоговые органы в виде электронного документа
  • Проведение исследований рыночного уровня цен / рентабельности
  • Обновление данных ранее проведенных исследований
  • Анализ и диагностика потенциальных ТЦО-рисков
  • Консультации и планирование в области ТЦО при заключении сделок
  • Разработка модели ТЦО и имплементация
  • Разработка внутренних политик и регламентов по ТЦО
  • Постановка бизнес-процессов по ТЦО
  • Анализ последствий по ТЦО при использовании различных бизнес-структур
  • Оспаривание результатов налоговой проверки в досудебном порядке, включая подготовку возражений на акты налоговых проверок и обжалование решений в вышестоящих инстанциях
  • Формирование и защита налоговой позиции перед налоговыми органами
  • Консультационная поддержка в ходе проверок
  • Поддержка при заключении соглашений о ценообразовании (предварительные консультации, подготовка проектов соглашений о ценообразовании с налоговыми органами и иных документов, консультационная поддержка и сопровождение в ходе всего процесса заключения соглашения о ценообразовании)
  • Проведение семинаров и тренингов по ТЦО


[1] Перечень Анализируемых сделок представлен в ст. 88 НК РБ

[2] Однако напомним, что если налогоплательщиком совсем не предоставлена информация по запросу налогового органа или информация, предоставленная в формах, будет являться недостоверной, то в отношении организации и ее должностных лиц может быть применена административная ответственность по ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях РБ

Авторы:
  • Светлана Грицук
    Партнер,
    руководитель департамента «Налоги, право и сопровождение бизнеса»
  • Екатерина Сырникова
    Старший менеджер, услуги трансфертного ценообразования
  • Анастасия Бекиш
    Консультант, услуги трансфертного ценообразования
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, отправив запрос на тендер по электронной почте.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять